Чайка1 по имени Эльга Борисовна (страницы биографии Э. Б. Вадецкой)2


С. В. Красниенко, А. Г. Максименков, А. В. Субботин3

Опубликовано в журнале «Археологические вести», вып. 34. — СПб., 2022. — С. 10—32.

Аннотация. Статья посвящена биографии Эльги Борисовны Вадецкой (1936–2018) — одного из признанных авторитетов в археологии Сибири, воплотившей в себе синтез двух школ в исследовании этого направления: московской (С. В. Киселев, Л. Р. Кызласов) и ленинградской (М. П. Грязнов). Прослежена эволюция научных исканий Э. Б. Вадецкой и охарактеризованы ее достижения в исследовании всего спектра археологических культур Южной Сибири, первобытного искусства, истории археологии. Широко использованы материалы, извлеченные из неопубликованных архивных источников.

Ключевые слова: Э. Б. Вадецкая, неолит Южной Сибири, афанасьевская культура, окуневская культура, андроновская культура, тагарская культура, тесинская культура, таштыкская культура, история археологии, первобытное искусство.

Наука — это удовлетворение любопытства за государственный счет.
Л. Арцимович, Э. Б. Вадецкая4

И у каждого своя (и только своя!) война.
И. А. Ефремов. Из письма к Э. Б. Вадецкой от 20 мая 1962 г.

Эльга Борисовна Вадецкая — признанный авторитет в сибирской археологии (К юбилею..., 2016. С.  11), выдающийся историк, археолог, автор более 150 статей и книг, как научных, так и научно-популярных. Ее путь в науке был сложен, она постоянно была вынуждена доказывать себе и окружающим, что она ученый. Ей часто приходилось браться за сложные, плохо или совсем неизученные темы; высказывать подчас спорные теории, за которые — знала — будет непонята и бита. Во многом поэтому (но, конечно же, не только!) ее работы отличаются тщательностью и полнотой проработки фактического материала5. Эльгу Борисовну критикуют, но проходит время — и ее, казалось бы, фантастические теории подтверждаются результатами последующих раскопок и открытий.

В студенческие годы научные интересы Э.  Б.  Вадецкой были направлены на изучение памятников энеолита и бронзового века Южной Сибири. В 1970-х гг. тематика ее исследований расширилась до средневековья, она занимается проблемами этногенеза коренных народов Сибири, начинает изучать историографию Минусинской котловины, знакомится с археологическими материалами в музеях и архивах, что находит отражение в статьях и утвержденных к печати монографиях «Археологические памятники в степях Среднего Енисея» (1986) и «Материалы к археологической карте Минусинской котловины»6. С 1980-х гг. Вадецкая целенаправленно занимается таштыкской эпохой и в конце 1999 г. защищает докторскую диссертацию по опубликованной книге «Таштыкская эпоха в древней истории Сибири». С середины 1990-х гг. основное внимание Э.  Б.  Вадецкой было сосредоточено на всестороннем изучении темы «Погребальные маски и бюсты Енисея», результатом которого должен был стать свод всех масок и фрагментов масок из 42 музейных коллекций. Но эта работа так и осталась незавершенной.

На протяжении 25 лет (1964–1989) Э.  Б.  Вадецкая проводила раскопки в зонах новостроек в Красноярском крае. Она раскапывала могильники эпохи бронзы и железа в зонах затопления Красноярской ГЭС; в 1971 г. руководила Тубинской экспедицией (раскопки памятников тагарской культуры) и в 1979–1989 гг. — Сибирской экспедицией ИИМК РАН в зоне строительства Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса (КАТЭК).

Жизненный путь Эльги Вадецкой как ученого можно условно разделить на три этапа.

Первый — рождение ученого (1936–1960). Ведущая роль здесь принадлежала семье и особенно отцу Эльги Борисовны — писателю Борису Александровичу Вадецкому, с которым она была особенно близка. И, безусловно, огромное влияние оказал на нее Иван Антонович Ефремов — советский писатель-фантаст, ученый-палеонтолог, который, по мнению Вадецкой, «начертал ее судьбу»7, настояв на выборе археологии8. Также нужно упомянуть имя известного археолога и историка Сергея Владимировича Киселева, которого Эльга Борисовна считала своим учителем: именно он настоятельно рекомендовал ей всерьез заняться историей Сибири.

Второй этап — юность, или становление ученого (1961–1976). Мало блестяще защитить диплом — нужно еще набить руку и приобрести личный опыт, выработать свою точку зрения и научиться ее отстаивать, встретить новых учителей. Это период сильного влияния Михаила Петровича Грязнова — историка, археолога, антрополога, которого Эльга Борисовна считала своим учителем наравне с С. В. Киселевым. Он научил ее вникать в суть изучаемого вопроса, подмечать детали, писать четко и по существу. Это годы взаимного влияния и личных отношений с археологом, доктором исторических наук9 Глебом Алексеевичем Максименковым, за которого она выходит замуж. И в этот же период Э. Б. Вадецкая постоянно пересекается и консультируется с археологом-востоковедом, специалистом по истории и этнографии Сибири, Средней и Центральной Азии Леонидом Романовичем Кызласовым, признавая его авторитет.

Третий этап — зрелость (1977–2018). Во второй половине жизни Эльга Борисовна полностью раскрылась как ученый. В этот период написана и опубликована основная часть ее статей и книг — огромный массив научных исследований.

В этой статье сделана попытка передать путь ученого: его мытарства, переживания, сомнения, разочарования; показать ученого как живого человека (в том числе как женщину и мать), особо не углубляясь в житейские проблемы, кроме тех, что наглядно иллюстрируют эпоху, вспомнить время, в которое она жила. Тема «Вадецкая как ученый» полностью еще далеко не раскрыта: еще не изучены ее архивы, неопубликованные работы и неосуществленные замыслы. Цель данной статьи — поставить вешки для будущих биографов.


Э.Б.Вадецкая с И.А.Ефремовым


1936–1960 гг.


Эльга Борисовна Вадецкая родилась 1 января 1936 г. в Киргизии, в городе Караколе10, предположительно в доме 21 по Низовой улице11. Ее отец, Борис Александрович Вадецкий (1906–1962), активный участник литературного процесса конца 1920 — 1930-х гг.12, был командирован Максимом Горьким13 в Среднюю Азию, где стал председателем Киргизской комиссии Союза советских писателей. Вместе с ним из Москвы приехала и его молодая жена, Фаина Леонтьевна Жаркова (1912–1995). Они прожили в Киргизии около года и осенью 1936 г. с маленькой дочерью вернулись в Москву. Для матери Эльги поездка в Среднюю Азию была отчаянным поступком: бросить Москву, работу и беременной уехать с мужем неизвестно куда...

Одна из загадок в жизни Эльги Борисовны — это ее необычное имя. Существует несколько версий, почему родители дали его своей дочери. По одной из них, всему виной безграмотность сотрудницы ЗАГСа в Киргизии — что услышала, то и записала. Со слов членов семьи, дочь должны были назвать Ольгой, так она и была крещена по возвращении семьи в Москву. А по мнению самой Эльги Борисовны, отец хотел назвать ее Хэльгой. Другой версии придерживается сын А. Г. Максименков. При разборе семейного архива им было найдено письмо в Киргизию, где упоминаются некая Эльга Александровна и фраза ее мужа: «Передай Фаине искренний привет и мое удивление»14.

С 1936 по 1962 г. Эльга Борисовна жила в Москве — с небольшим перерывом на время эвакуации. Известно о трех довоенных адресах, где маленькая Эля чаще всего бывала. Это в первую очередь дом бабушки и дедушки (Анны Владимировны и Леонтия Кузьмича Жарковых) на Зоологической улице, 1015. В этом доме в феврале 1938 г. родилась средняя сестра Эльги Борисовны, Фаина16, а после войны часто жила младшая сестра, Татьяна. Это всегда был очень уютный, гостеприимный дом. Леонтий и Анна Жарковы до конца жизни любили друг друга (отметили пятидесятилетие свадьбы), были образцом идеальной семьи, хотя жизнь их складывалась непросто. В 1918 г. во время бегства от большевиков на Азов, к родственникам, они потеряли друг друга: Леонтий Кузьмич едва не умер от брюшного тифа, а Анну Владимировну с четырьмя детьми обокрали, и они до родственников не доехали. Жили где придется, побирались. Через несколько лет, в 1921 г., Леонтий Кузьмич через сарафанное радио нашел семью. Их старший сын, Николай Жарков — комсомолец, танкист — был репрессирован и погиб в 1940 г.

Эльга Борисовна хорошо помнила квартиру на последнем этаже дома 6 по улице 25-го Октября (ныне снова Никольская), в двухстах метрах от Красной площади, где она жила с родителями перед войной. Это была большая коммунальная квартира, в их комнате, что казалась Эле тоже большой, располагалась библиотека отца, а на стене над кроватью висела картина «Первая смерть» на библейский сюжет. С этой картиной связано такое воспоминание Эльги Борисовны: однажды она спросила свою бабушку Дарью17, что такое смерть, и та ответила, что если бы люди не умирали, то сейчас на земле жила бы не Эля, а Пушкин. И тогда маленькая Эльга представила себе, как под землей стоят люди и ждут, когда им надо будет выйти наружу.

Еще одним адресом детства Эльги Борисовны был дом в деревне Золотьково Верейского района — как шутили взрослые, «на сто первом километре». Здесь Борис Александрович в 1937 г. купил единственный на всю деревню каменный дом. В этом доме часто жила маленькая Эля с двоюродной сестрой Ирой и бабушкой Дарьей, с которыми очень сблизилась, и когда Эля уехала с мамой в эвакуацию, то постоянно спрашивала, как там, в деревне, бабушка Дарья18. Самое сильное эмоциональное воспоминание из детства Эльги Борисовны связано с началом войны: вой падающих бомб и горящий фашистский самолет на крыше их дома. Это произошло в ночь с 26 на 27 июля 1941 г. — ей тогда было пять с половиной лет (Жирнов [Электронный ресурс]).

Потеря жилья заставила семью Вадецких эвакуироваться вместе с другими семьями членов Союза писателей в Чистополь. Сам Борис Вадецкий с первых дней стал военным корреспондентом: выступал по радио из блокадного Ленинграда, писал статьи из Севастополя, с Кавказа, был в Югославии и Берлине. С 1943 г. он одновременно участвует в секретных работах по подъему грузов с затонувших кораблей19 и пишет книгу «В морях твоя дорога»20.

В Чистополе Вадецкие жили на улице Володарского, поскольку свою комнату, выделенную Союзом писателей, Фаина Леонтьевна отдала родителям мужа, а сама с детьми снимала комнату у местной жительницы-татарки. Там же в сентябре 1941 г. родилась младшая дочь Вадецких, Татьяна21. Старшие дети: Анатолий, от первого брака Бориса Александровича, Эльга и Фаина бóльшую часть времени проводили в детском саду для детей писателей (там они получали нормальное питание по ведомственной линии); младшая, Татьяна, постоянно была с матерью.

По возвращении из эвакуации в Москву в 1944 г. семье Вадецких выделили комнату во флигеле по адресу: Тверской бульвар, д.  2522, кв.  24. Это была пятнадцатиметровая комната на первом этаже с окном во двор. Там они впятером прожили до 1957 г.

В восьмом классе23 Эльга Борисовна впервые задумалась о выборе профессии24. Ее привлекали литература и история XIX в. — несомненно из-за авторитета отца, с которым она была духовно близка. К тому моменту Борис Вадецкий был уже автором романов о таких выдающихся людях, как Ф. Ф. Матюшкин, М. И. Глинка, Алишер Навои и др.

В 1954 г. по окончании школы Эльга Борисовна всерьез задумала поступать на филологический факультет25 МГУ, но под влиянием И. А. Ефремова26 подала документы на исторический факультет. Однако поступить на дневное отделение, даже с одной лишь четверкой, оказалось невозможным из-за обилия медалистов27, и ее зачислили на заочное. Только на третьем курсе Вадецкой удалось перевестись на вечернее отделение28 университета.

Иван Антонович Ефремов был другом отца Эльги Вадецкой. Они дружили домами, ходили друг к другу в гости. Эта дружба была настолько сильна, что семьи подумывали породниться. В письмах к дочери Фаина Леонтьевна часто называет Ивана Антоновича «свекром». Но ни сын Ефремова, ровесник Эльги, ни сама Эльга не были влюблены друг в друга — это была очень тесная, близкая дружба, прошедшая через всю их жизнь. Иван Антонович относился к Эльге как к возможной невестке, как к дочери29 и беспокоился о ее судьбе, настойчиво рекомендуя выбрать археологию.

К третьему курсу Эльга Борисовна определилась с кафедрой. В письме к отцу из Новгородской археологической экспедиции 1957 г. она пишет: «Когда выбрала кафедру, словно и дышать стало легче». Однако это решение далось нелегко. С одной стороны, влияние отца30 и увлечение петрашевцами, тянувшее ее заниматься историей России XIX в., с другой стороны — влияние Ивана Антоновича Ефремова: «Его нравственные идеи, мысли и умение видеть перед глазами все фазы человечества меня буквально опьяняли, я выходила от него просветленной. Хотелось с ним общаться все чаще и больше. Что же касается Ивана Антоновича, то он имел потребность общения с молодежью, особенно с такой восторженной слушательницей, какой была я. Я слушала его с бóльшим интересом, чем Алан или его друг Валентин» (Еремина, Смирнов, 2013. С. 431).

Иван Антонович Ефремов разглядел в Эльге, тогда еще молодой и наивной девушке, будущего ученого-археолога. «Иван Антонович хотел создать живую Веду Конг, наделив меня, в свою очередь, ее качествами, какие были приписаны в романе. И этот процесс видел долгим. Так уже в 1967 г., получив от меня мою первую научнопопулярную книжку, он подарил мне очередное издание „Туманности Андромеды“ со следующей надписью: „Будущей Веде Конг для установления формы одежды на раскопках и открытия стальной двери“» (Там же. С. 433.)31. И так совпало, что роман был впервые напечатан в журнале «Техника — молодежи» в том же году, в котором выбрала кафедру Эльга Вадецкая.

С конца 1957 г. Эльга Борисовна стала заниматься археологией всерьез и увлеклась.

1958 г. ознаменовался в жизни Эльги Борисовны несколькими событиями. В самом начале года она приезжает в Ленинград. Ее тепло принимают Александр Антонович Морозов32 с супругой. Еще один друг семьи, в своем дневнике он так описывает девушку: «Эльга — бледная, утонченная, грациозна в каждом движении. У нее длинная красивая шея, золотисто-пепельные волосы, серые, близко поставленные глаза. Ее удивительный профиль нежен и напоминает антикизированные портретные профили раннего романтизма. Отчасти она мне напомнила и женские портреты Гейнсборо. А утром, когда она распустила волосы и они целой волной окружили ее лицо, сразу показавшееся маленьким, она напомнила мне картины английских прерафаэлитов. В ней много грации, живости, иронии, шутливого кокетства, чувствительности без сентиментальности. Она очень проста, легка в быту и тактична».

А. А. Морозов ведет Эльгу в библиотеку Академии наук, где ради нее распахиваются витрины и ей показывают редчайшие книги, позволяют листать Кенигсбергскую рукопись XIII в. и Ипатьевскую летопись. «Мы были два раза в Эрмитаже, один раз в Русском музее, в Музее антропологии и этнографии, где ее больше всего умилил какой-то Осел XI века, скелет; ей показывали — еще только-только привезенные экспонаты последней тувинской экспедиции».

По возвращении из Ленинграда в Москву Э. Вадецкая в письме к А. А. Морозову напишет: «Археологией приходится заниматься больше и больше, при этом все больше в ней запутываюсь, хотя прихожу на кафедру с неизменно важным, ученым видом. Профессора читают лекции с неизменной живостью и вдохновением, пересыпая речь названиями „баденская культура“, „джулешти“, „кукутени“, „Кереш“ и т. д., о которых Вы не имеете никакого понятия, а я — лишь смутное. Вдохновение профессоров заставляет видеть в данной науке нечто серьезное, что в наш технический век бывает трудно»33.

Через полгода Эльга Вадецкая впервые отправляется на раскопки за несколько тысяч километров — в Забайкальскую археологическую экспедицию Сергея Владимировича Киселева34. Ей еще не приходилось жить по-походному, в спальных мешках и палатках, носить на раскопе тяжеленные — по несколько сотен килограммов — плиты и работать по восемь часов киркой и лопатой. В Забайкальской экспедиции Э. Вадецкая участвовала в раскопках Кондуйского дворца XIV в.35

По окончании раскопок С. В. Киселев настоятельно рекомендует Эльге Вадецкой воспользоваться моментом и посетить музеи Сибири: «…если представится возможность по дороге свернуть в древний студенческий город Томск, затем город Кемерово, проплыть 5 суток по Оби вниз на Алтай, посетить Барнаул, Бийск и Горноалтайск. По его мнению, тогда бы у меня оказался в руках весь материал по афанасьевцам, представленный в нашей стране в Сибири и Алтае. Кроме Эрмитажа я бы могла изучить все эти памятники. Он особенно советовал мне… заняться изучением сибирской археологии, самой Сибирью36, ибо неизвестно, представится ли еще когда-нибудь такая возможность, ведь я, действительно, сейчас сравнительно близко нахожусь от всех указанных городов»37.

Однако выполнить рекомендацию С. В. Киселева целиком в один год не удалось — не было денег. В том же письме к отцу Эльга Борисовна пишет: «…поскольку я всю жизнь нахожусь на птичьих правах, особенно в университете, меня никто кроме тебя финансировать не будет, а посему мое изучение археологического материала зависит от твоей на то возможности и желания. Самостоятельно я могу посетить Красноярск, Минусинск, Абакан и Томск. На возвращение же у меня уже не хватит денег. В зависимости от того, сколько вы сможете прислать мне денег, я и буду строить путешествие. Если на возвращение в Москву из Томска, то, наверное, 300–500 руб. Если пришлете 1000 руб., то поеду дальше, если 1500 — то буду останавливаться дольше, ехать немного лучше и приеду в конце сентября. Ты знаешь, что я не мотовка, еду (даже умышленно) в III разряде (там больше людей повидаю) и в рестораны не хожу, но все же гостиницы, кафе, пароходы я прошу тебя вместе с мамой обсудить эту возможность и прислать мне свое решение в письме на Красноярск, главпочтамт, до востребования. Пишу неразборчиво, потому что волнуюсь и, вообще, мне стыдно, что я такая большая и такая, такая зависимая, к тому же у вас может сейчас и не быть денег <…> Есть две причины, кроме вашего письма, которые могут мне помешать путешествовать: если работа будет неплодотворной — я тут же уеду, и холод. Мешок и сапоги я оставила С. В. Киселеву. Со мной дедушкина замечательная телогрейка и плащ другого дедушки. В таком виде иногда буду врываться в вагон ресторана. Думаю, что не замерзну, хотя и выгляжу удивительно неказисто, но меня это совсем-совсем уже не смущает»38.

Несмотря на проблемы с деньгами, Эльга Борисовна совершает поездку по некоторым музеям. В письме к А. А. Морозову она пишет: «Я много путешествовала: жила в Чите, Красноярске, Абакане, Минусинске. Плавала по Енисею. Видела людей, лазила на Красноярские столбы, вызывала бурные возмущения своим „стиляжьим“ видом, ибо местные жители, не видевшие стиляг в глаза, но распропагандированные, с ними борются, видели „стиль“ во всем моем облике: мужской ковбойке, кедах, брюках, телогрейке и т. д.»39.

К подготовке диплома Эльга Вадецкая подошла со всей серьезностью, «ибо надо же что-то изучать по-настоящему»40, и в 1959 г. просится в археологическую экспедицию к Л. Р. Кызласову, участвует в его Хакасской и Тувинской экспедициях, чтобы потом, по их окончании, продолжить путешествие по сибирским музеям для сбора материала по афанасьевской культуре.

В экспедиции студентка Эльга ведет личный дневник и записывает впечатления. Через много лет эти наблюдения, встречи с местным населением и их истории найдут отражение в научно-популярных книгах уже археолога Э. Б. Вадецкой. В письмах к А. А. Морозову она продолжает делиться событиями: «Живу по-походному, каждый день на машине с утра и до ночи, каждый день на новом месте. Мелькают реки, озера, сопки, степи, поля, вновь степи. Сегодня выдался первый день свободный и рядом с почтой. Завтра вновь „угоняют“ в степь. Мой единственный адрес г. Абакан, либо Кызыл, куда отправлюсь числа 10-го. Почту получаю раз в месяц. Живу трудно, но очень насыщенно: с 7 утра до ночи в поле: ищу могильники, черчу планы, копаю городища, склепы, холмы. А когда раз в месяц вырываюсь в столицу типа Абакана либо Кызыла — кучу, как разгулявшийся, вернувшийся из тайги золотоискатель»41. Там же на просторах Хакасии Вадецкая встретила Беллу Ахмадулину: «Мельком друг друга много раз видели, слышали и здесь познакомились. Рослая, красивая, полная женщина. Чувствуется большая собственная уверенность (спокойная, как бы твердая поступь). Она младше меня, но вполне сформировавшийся зрелый человек в соку, в расцвете сил»42,43.

За прошедшие два года — с 1958-го по 1959-й — Э.  Вадецкая собрала по афанасьевской культуре Алтая и Минусинской котловины весь материал, доступный по музейным фондам, литературе и архивным данным. Она работала в Историческом музее, Эрмитаже и его архиве, Музее кафедры МГУ, Минусинском, Абаканском, Томском областном, Бийском, Горно-Алтайском музеях, в архиве ЛОИА и Института археологии АН СССР. Всего было проработано 24 обширные коллекции, 26 отчетов и других рукописных материалов и 83 печатные работы44. В работе над дипломом «Периодизация памятников афанасьевской культуры и вопрос о ее происхождении (Алтай и Минусинская котловина)»45, который был позже представлен в качестве реферата в аспирантуру46, Вадецкая впервые показала себя как будущий ученый. Помимо максимально полного охвата источников она проанализировала и дала подробную характеристику всем собранным данным, причем в предельно сжатой форме47.

«Вадецкая представила в качестве реферата, — пишет в своем отзыве Л.  Р.  Кызласов, — очень объемистую работу в двух частях на 146 машинописных страницах48. Первая часть посвящена памятникам афанасьевской культуры в  Хакасско-Минусинской котловине, вторая  — памятникам этой же культуры в Горном Алтае. По-видимому, все, что касается афанасьевской культуры и предшествующих культур неолита этих районов, — впервые собрано автором воедино. Особенно важными для этой темы оказались материалы из раскопок последних лет в Хакасии (работы А. Н. Липского и В. Старущенко). Очень интересен и важен горно-алтайский раздел сочинения. Здесь Вадецкой собраны буквально по крупицам все известные материалы, в том числе отдельные забытые раскопки старых исследователей и случайные находки. Очень способствовали работе привлечение дневников и чертежей Сергеева и Г. П. Сосновского по раскопкам стоянки и могильника в Кукме. В результате и здесь выявились три этапа развития изучаемой культуры, причем важно, что первый этап на Алтае оказался более ранним, не представленным в Хакасско-Минусинской котловине»49.

Уже в дипломе видны те черты, что будут развиты позже Вадецкой: всеохватность, скрупулезность в деталях. Однако она еще не решается высказывать свое мнение о датировках памятников: «Удивляет, что автор нигде не пытался рассмотреть вопрос о датировке всей культуры, хотя ею выявлены неизвестные прежде наиболее ранний и наиболее поздний этапы»50.

В целом и С. В. Киселев, и Л. Р. Кызласов положительно оценили работу Э.  Вадецкой как важную, ценную и плодотворную51. Сергей Владимирович Киселев, рекомендуя Э.  Б.  Вадецкую в аспирантуру, охарактеризовал ее так: «За время Университета Э. Б. Вадецкая много работала над памятниками афанасьевской культуры В результате она написала очень солидную работу. Работа эта вполне может быть положена в основу печатной монографии. Рекомендую Э.  Б.  Вадецкую, как археолога, с самой положительной стороны и уверен, что в аспирантуре она проявит себя, как способный исследователь с самостоятельным мышлением и способностями к анализу и обобщениям»52.

Так в процессе работы над дипломом родился ученый. Он еще только делал первые шаги, еще был доверчив, смотрел на мир любознательными глазами и искренне радовался жизни.

1 2 3

1Чайкой называл Эльгу Вадецкую писатель Иван Антонович Ефремов.
2Красниенко С. В. и Субботиным А. В. статья подготовлена в рамках выполнения программы ФНИ ГАН
по теме государственного задания «Степные скотоводческие культуры, оседлые земледельцы и городские
цивилизации Северной Евразии в энеолите — позднем железном веке (источники, взаимодействия, хронология)» (FMZF-2022–0014).
3Красниенко С. В., Субботин А. В. — ИИМК РАН; Дворцовая наб., д. 18, Санкт-Петербург, 191186, Россия;
e-mail: krasnienkos@mail.ru; asubbotin@mail.ru. Максименков А. Г. — независимый исследователь; Санкт-Петербург, Россия; e-mail: imerod1973@mail.ru.
4Неточная цитата афоризма Льва Арцимовича: «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет», который очень полюбился Э. Вадецкой и стал частью ее философии.
5 Носов Е. Н. Характеристика ст. науч. сотрудника ИИМК РАН Вадецкой Э. Б. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
6Личный архив Э. Б. Вадецкой.
7Воспоминания Э. Б. Вадецкой. Из письма к О. Ереминой, 2012 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
8Я еще раз (в скольких) ставлю себе в заслугу Ваше совращение в археологию» (из письма И. А. Ефремова к Э. Б. Вадецкой) (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
9Защита докторской диссертации Г. А. Максименкова состоялась в 1975 г. Утверждена ВАК в 1977 г.
10Свидетельство о рождении Каракольского городского бюро ЗАГС № 4543 от 3 апреля 1936 г.
11Адрес указан на конверте от 10 июля 1936 г. (Архив Б. А. Вадецкого).
12Б.  А.  Вадецкий, с 1925 г. участник группы «Резец», в последующем возглавил ее и перешел с частью группы в «Кузницу», автор поэмы «Гавань» (1928) и повести «Клуб трех поколений» (1931); редактор разных литературных журналов, заведовал отделами издательств, служил в Главлите, был старшим редактором общественных наук в Издательстве Академии наук. В послевоенный период преподавал в Литературном институте им.  Горького; секретарь секции прозы в Союзе писателей СССР в послевоенный период.
13Из автобиографии Б. Вадецкого (Архив Б. А. Вадецкого).
14Из письма Арташеса Никитича Мартиросова к Б. А. Вадецкому от 10 июля 1936 г. (Архив Б. А. Вадецкого).
15Жарковы владели на Зоологической улице тремя двухэтажными деревянными домами, которые приобрели на приданое. После революции семья была уплотнена. В местной топонимике эти дома так и назывались Жарковскими. Они были снесены в начале 1970-х гг.
16Фаина Борисовна Карпеко, геолог. Была замужем за поэтом Владимиром Кирилловичем Карпеко.
17Прабабушка Дарья — мать Леонтия Кузьмича, отца Фаины Леонтьевны.
18Прабабушка Дарья умерла в деревне Золотьково во время короткой фашистской оккупации. В доме Вадецких (единственный каменный дом в деревне, не считая колхозных конюшен) фашисты снесли крышу и
соорудили накат, на который установили пулемет. Дом выходил окнами на берег реки Протва. Когда бабушку Дарью «хватил удар», ее вынесли в сени, где она под Рождество 1942 г. и умерла — за несколько дней до освобождения от фашистов. Саму деревню фашисты сожгли (Архив семьи Вадецких).
19Архив Б. А. Вадецкого.
20Книга издана в Военмориздате в 1944 г. для «закрытого распространения на флоте», вследствие чего
издательство «Советский писатель» отказалось от своих планов издавать книгу в 1945 г., и авторский гонорар писателю не был выплачен. Нечто подобное повторится и с книгой Э. Вадецкой «Древние маски Енисея», когда книга стала доступна в интернете и тираж не был распродан.
21Татьяна Борисовна Вадецкая, художник по костюмам на «Мосфильме», член Союза кинематографистов.
22Тверской бульвар, д. 25 — это территория Литературного института им. М. Горького. До конца 1950-х гг. вофлигеле и других постройках жили писатели. В разные годы — Андрей Платонов, Арсений Тарковский и др.
23Женская средняя школа № 124 располагалась на Большой Бронной, д. 6а.
24Письмо к отцу, июль 1957 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
25Дневник Э. Б. Вадецкой за 1954 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
26Роль И.  А.  Ефремова в жизни Вадецкой более подробно освещена в книге: Еремина, Смирнов, 2013. С. 431–433, где приведены почти дословно воспоминания Вадецкой из письма к О. Ереминой от 2012 г.
27В 1954 г. МГУ принял на первый курс 3300 студентов, из них 1750 — медалисты, 1550 — заочники (см. Летопись Московского университета за 1954 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://letopis. msu.ru. Дата обращения 21.01.2021).
28Из личного дела Э. Б. Вадецкой (Архив МГУ).
29Воспоминания Э.  Б.  Вадецкой. Из письма к О. Ереминой, 2012 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
30Сильное влияние отца Э. Б. Вадецкой отражено в письмах.
31Воспоминания Э.  Б.  Вадецкой. Из письма к О. Ереминой, 2012 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
32Александр Антонович Морозов (1906–1992) — советский литературовед, фольклорист, переводчик. Хорошо знал семью Вадецких. С Эльгой Борисовной подружился во время ее приезда в Ленинград в 1958 г. и оказывал ей всяческую помощь. Позже Эльга Борисовна взяла шефство над Морозовым и опекала его до конца жизни. Надгробный камень на могиле А. А. Морозова и его жены в Комарово привезен Вадецкой из Сибири и первоначально предназначался для могилы Г. А. Максименкова.
33Из письма к А. А. Морозову от 27 февраля 1958 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
34И. А. Ефремов «решил, что я должна заниматься непосредственно археологией Средней Азии, а поскольку туда девочек не брали, выбрал для меня в качестве учителя крупнейшего специалиста по Сибири С. В. Киселева, который тогда копал в Забайкалье. Меня взяли туда в экспедицию по его личной просьбе, причем сам Иван Антонович не только оплачивал дорогу, но даже покупал спальный мешок, необходимый для поездки» (Еремина, Смирнов, 2013. С. 432).
35Киселев С. В. Характеристика Э. Б. Вадецкой как археолога (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
36Здесь и далее подчеркнуто. — А. М.
37Из письма к отцу, 1958 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
38Там же.
39Из письма к А. А. Морозову от 7 октября 1958 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
40Письмо к отцу из Читы за 1958 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
41Письмо к А. А. Морозову от 26 июля 1959 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
42Б.  Ахмадулина приехала к археологам с бригадой журналистов. Там, разглядывая могильные плиты, поэтесса сочинила стихотворение «Неведомый и древний лучник…», а несколько позже написала рассказ «На сибирских дорогах» (1963 г.) про Эльгу, Кызласова, археологов и местных жителей (Ахмадулина, 1959. С. 4; Шаров, 1959. С. 4).
43Дневник за 1959 г. (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
44Киселев С.  В. «Отзыв на работу Э.  Б.  Вадецкой „Периодизация памятников афанасьевской культуры и вопрос о ее происхождении (Алтай и Минусинская котловина)“, предоставленную при поступлении в аспирантуру» (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
45В дипломе об окончании МГУ тема сформулирована несколько иначе: «Памятники афанасьевской культуры Саяно-Алтайского нагорья и Минусинской котловины».
46Анализ исправлений в отзыве Л.  Р.  Кызласова показывает, что первоначально отзыв был написан для дипломной работы Вадецкой, а позже использован для отзыва в аспирантуру, что дает право, рассказывая о дипломе, использовать цитаты из отзывов.
47Киселев С. В. «Отзыв на работу Э. Б. Вадецкой…»
48Не считая списка музейных коллекций и использованной литературы. Общий объем работы — 160 л.
49Кызласов  Л.  Р. «Отзыв о работе Э.  Б.  Вадецкой „Периодизация памятников афанасьевской культуры и вопрос о ее происхождении“» (Личный архив Э. Б. Вадецкой).
50Личный архив Э. Б. Вадецкой.
51Там же.
52Киселев С. В. Характеристика Э. Б. Вадецкой как археолога (Личный архив Э. Б. Вадецкой).

1 2 3