Веб-сайт «Нооген» был создан в 2001 году с двоякой целью. Во-первых, это осмысление и, возможно, развитие определённых идей. Во-вторых — поиск единомышленников.
В том, что касается идейного наследия ХХ века, конечно, в первую очередь речь шла об Иване Антоновиче Ефремове. Его личность рассматривалась как фокус, в котором сходятся мысли русских космистов В.И. Вернадского, К.Э. Циолковского, Рерихов, культурное наследие Серебряного века и лучшего в советской цивилизации, а также гуманистические идеи, на Западе выраженные такими людьми, как Хаксли, Фромм, де Сент-Экзюпери.
Эта работа оказалась богата открытиями. Так, мысли Вернадского о ноосфере оказались созвучны работам раннего Маркса, благодаря чему было предложено новое понятие — ноосферный коммунизм, осуществлённый в произведениях Ефремова о будущем. Матрицентризм ефремовского будущего наводил на мысли о параллелях с матрицентрическими обществами прошлого, открытыми Бахофеном и исследовавшимися Марией Гимбутас, Риан Айслер, Фроммом, а также Ефремовым в «Таис Афинской». Наконец, прогноз Ефремова в «Часе Быка» о времени окончания эры Разобщённого Мира хорошо согласовывался с демографической моделью С.П. Капицы, с выводами А.Д. Панова и А.П. Назаретяна о «сингулярности» планетарной эволюции и с социально-экономическими работами И. Валлерстайна, показавшими хронологический предел капиталистической мир-экономики. Конечно, перечисленные авторы далеко не во всём совпадают с ключевой для проекта фигурой Ефремова, но было продуктивнее и просто интереснее — в духе де Сент-Экзюпери — находить общее, а не искать поводы для размежевания.
Поиск единомышленников также оказался весьма познавательным приключением. Очень скоро выяснилось, что если несколько человек любят, скажем, Ефремова, это ещё не гарантирует их духовную общность. Как остроумно заметили Михаил Кордонский и Михаил Кожаринов, цитируя Пятачка, дело не только в том, «любит ли Слонопотам поросят», но и в том, «КАК он их любит», и весь вопрос в этом самом «КАК». И дело даже не в том, что нашлись «ефремовцы»-антикоммунисты (конечно, ведь это «коммунисты» запрещали «Час Быка»!) и не менее причудливые «ефремовцы»-сталинисты, — это был только самый верхний, наиболее очевидный, «идеологический» пласт. Главная проблема была не в «измах», а в исходной психологической установке: либо она основана на жизнелюбии и базовом доверии к миру, либо люди неосознанно сводят личные счёты с прошлым, решают задачи того или иного рода самоутверждения или самоидентификации.
В 2001–2004 гг. «Нооген» служил «рупором» и «радаром» в работе по формированию того, что получило название «ноосферно-коммунистическая культура» (НКК). Работа закончилась кризисом, психологические основы которого описаны абзацем выше.
В 2004–2009 гг. на базе «Ноогена» работал кружок. Мы периодически собирались у кого-нибудь на квартире и обсуждали интересующие нас темы. Для тех, кто физически не мог участвовать из-за дальности расстояния между городами и даже странами, работал форум «Ноогена» (он функционирует и сейчас, но, используя терминологию Л. Гумилёва, в «мемориальной фазе»). Состав кружка менялся, неизменным оставалось лишь ядро, состоящее из «своих». За пять лет основные темы были исчерпаны, и мы сменили главный вид деятельности, перейдя к организации и проведению ефремовских чтений-фестивалей в Москве (2009–2015 гг.), а затем — к подготовке к изданию переписки И.А. Ефремова (Москва, изд-во «Вече», 2016). Завершение работы также совпало с новым кризисом (2014–2015), сохранившим кружковое ядро, но покончившим с широким сообществом. При этом к психологическим причинам кризиса добавился общий раскол идейного поля, вызванный войной, вспыхнувшей на Донбассе.
Сегодня веб-сайт «Нооген» представляет собой собрание отражающих его богатую историю текстов и образов и продолжает пополняться. Задачи проекта «Нооген» остались прежними: осмысление идей и поиск единомышленников. Как эти задачи будут реализовываться дальше, покажет время — «Медленно мельницы мелют богов, но старательно мелют». В понимании ноосферы произошла эволюция от представлений Вернадского к взглядам собственно Ефремова (и, в других терминах, Юнга), согласно которым ноосфера возникла вместе с человечеством. Соответственно, в словосочетании «ноосферный коммунизм» прилагательное оказалось избыточным. Просто коммунизм, который и как движение, и как социальный идеал был осознан как синоним человечности (или «гуманизма», если по-иностранному). Действительно, что же такое коммунизм, если не человечность? А иначе «нечего и браться», как говорил Иван Антонович Ефремов.
Андрей Константинов
30 декабря 2017 г.