Известно, что основой становления личности является процесс накопления информации о мире (вербальной, чувственной, эстетической) и её внутреннее переосмысление. Лишь после глубокой рефлексии такая информация становится живой, неотчуждённой частью внутреннего "Я".
Поведение, стремление, цели: Всё это - экстериоризация внутреннего опыта. Но не будем забывать, что ребёнок получает от мира разорванные, дискретные послания, из которых сложно составить целостную картину. Современная школа в большинстве случаев направлена на отработку разного рода умений и навыков, подчеркну - навыков, а не знаний, поскольку подлинным знанием называется то, что принято осознанно и подкрепляется личной мотивацией и интересом. Абстракция "в жизни пригодится" даже для ученика 10 класса не имеет смысла, поскольку изолирована от самого течения жизни.
Воспитанию в современной школе отведено незначительное место, и в основном оно принимает облик отчуждённых назиданий, по отношению к которым ребёнок ещё в начальных классах вырабатывает устойчивый иммунитет. Семья может направить ребёнка к подлинным ценностям, но лишь при условии личного примера родителей или близких. Таким образом, важные сферы жизни ребёнка нередко оказываются в оппозиции по отношению друг к другу, лишая растущую личность возможности составить целостное и непротиворечивое представление о мире.
Иван Антонович Ефремов в своих научно-фантастических романах создал мир будущего, лишённый эгоизма, в котором преодолены инертность и разобщённость. Люди этого нового мира разносторонне развиты, направлены на раскрытие собственных способностей, и через это на обогащение общества как единого организма. Это гуманизм в действии, братство как условие существования и источник радости, самореализация как цель и условие дальнейшего общественного развития. Большое внимание Ефремов уделил вопросам воспитания, которое включает в себя и познание законов мира, и познание законов общения, и непосредственно "предметное" обучение, и умение понимать себя и окружающих как условие полноценного существования. Молодая растущая личность развивается не в изоляции семьи, класса, двора - круг общения с самих ранних лет включает сверстников, старших товарищей, интереснейших учёных-педагогов, и это позволяет ребёнку остаться свободным от узколичных привязанностей и впитывать, подобно губке, многообразие оттенков отношений и знаний.
Уже два года я живу и работаю в педагогической общине "Китеж", в которой воспитываются и обучаются в приёмных семьях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ребята в прошлом пережили кризисные ситуации: они никому не доверяют, хотя могут демонстрировать обратное; подчас агрессивны, неуверенны в себе; не способны прогнозировать будущее, а, следовательно, не могут самостоятельно избавиться от страха, который внушает им мир в целом. Страх блокирует открытое проявление эмоций и активности, не даёт творческим способностям раскрываться. Ребёнок оказывается, по сути, парализованным, хотя внешне он адекватен: ходит в школу, делает уроки, смеётся: Но он не смотрит вам в глаза и никогда не расскажет о том, что действительно переживает. Тринадцатилетний опыт "Китежа" говорит о том, что "вытащить" таких детей, по-настоящему открыть их для общения возможно лишь приобщив к высоким нравственным и культурным ценностям, создав такие условия существования, где цель достижима лишь через преодоление страха, через творчество и доверие в общении. Добиться этого мы можем лишь в процессе интегрированного воспитания, объединение усилий приёмных родителей, педагогов, психологов и детей (как своих, так и приёмных).
В "Туманности Андромеды" мы не пропустим фразы: "При тщательности воспитания интегральная помощь учителям была необходима" [1; с. 194]. В "Китеже" термину "интегрированное воспитание" синонимично понятие "развивающая среда", и чем дольше я взаимодействую с детьми и взрослыми здесь, тем отчётливее вижу сходство между принципами воспитания "Китежа" и идеями воспитательной системы будущего, предложенной Ефремовым.
В "Китеже" принято называть всех взрослых, независимо от возраста, по именам: неформальность общения - для ребёнка это мостик к "страшному" взрослому. Дома не закрываются на замок ни днём, ни ночью, и каждый взрослый открыт для общения в любое время (ученик может прийти на чай, обсудить фильм, книгу, картину, просто спросить совета или поделиться переживаниями).
Все здания из дерева, в стиле северного деревянного зодчества - архитектура и природа создают атмосферу сказки, "стирая" образ казённого заведения, а вместе с ним - меняет отчасти и восприятие. И Веда Конг, прогуливаясь в садах школы третьего цикла размышляет о том, что "важнейшая сторона восприятия - это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения".
Педагоги и приёмные родители ежедневно встречаются после уроков (многие приёмные родители преподают в Китежской средней школе) на Педагогическом Совете, обсуждают день, делятся наблюдениями за детьми. Решения, принятые на этих встречах, обязательны для выполнения всеми членами коллектива - это позволяет добиться непротиворечивости окружающей ребёнка среды. Ребёнок, прежде чем составить определённое мнение, сделать его своим, должен получить непротиворечивое подтверждение у всех членов взрослого коллектива. И, безусловно, ребёнок в школе будущего вправе ожидать, что психолог, родная мама или садовник ответят на его вопрос полно и непротиворечиво. Лишь в этом случае образ мира приобретёт качество познаваемости, и в душе взрослеющего человека возродится базовое доверие к миру.
Развитие любого человека протекает в процессе преодоления трудностей, восхождения к новым вершинам. В "Китеже" мы называем такие препятствия "вызовами" и сами их формируем, у Ефремова это подвиги Геракла, которые совершает выпускники школы, выстраивая вектор дальнейшего самосовершенствования.
Вызовом должно быть то, что ребёнок на данный момент своей жизни выполнить не может, но что находится в его зоне ближайшего развития (Выготский). Для каждого ребёнка в определённый возрастной период мы готовим свой "вызов": написать картину, сыграть в спектакле, прочесть книгу, написать эссе по результатам прочитанной книги или просмотренного фильма, иногда вызовом может быть разговор "по душам", выяснение нравственных позиций. "Быть честным" - тоже почти всегда "вызов" для ребёнка. В дальнейшем успешные "ответы" на вызов среды помогут нам определить направление работы с конкретным ребёнком: будь то интерес к живописи, театру, научным исследованиям, психологии. Однако работа была бы искусственна, если бы воспитание имело чётко выраженный вертикальный характер; дети-сироты чувствуют себя гораздо безопаснее в обществе сверстников и взрослых школьных товарищей, и те истины, которые с трудом и недоверием воспринимаются от взрослых, с удовольствием будут приняты от старших товарищей. Как и у Ефремова, каждый ребёнок в "Китеже" имеет своего "наставника" (более старшего ученика, обычно 10-11 класса). С ним интересно, ему доверяешь, и он всегда поможет найти выход из сложной ситуации (ведь "наставник" сам когда-то проходил те же кризисы роста!).
Наставники и ученики включены в большую психологическую игру "Я строю свой мир", которая напоминает ступенчатую систему школьного обучения (читай, всестороннего изучения мира), описанную Иваном Антоновичем. Ученики Эры Великого Кольца каждые четыре года переходят на новую ступень, с каждым переходом связано увеличение ответственности, осознанности действий и чёткость поставленных целей. В "Китеже" все дети условно разделены на три группы: "пупсы" - это ученики 1-4 класса; "ученики" - дети от 12 до 15-16 лет; "наставники" - 10-11 классы. Дети в каждой группе самостоятельно ставят себе цели каждую неделю и ежедневно отмечают их на специальном листочке, тем самым учатся отслеживать свои действия. Если ребёнок в течение продолжительного времени успешен в достижении целей, он может выбрать себе "испытание" - оно представляет собой тот самый "вызов", о котором я говорила ранее. В группе "пупсов" ребёнок должен пройти три "испытания" для того, чтобы стать "учеником": на самостоятельность, на умение выражать свои мысли и просьбы, на способность к познавательной деятельности. После чего Совет Наставников, совет старшеклассников, принимает решение перевести в следующую группу. И так далее, проходя игровые испытания, ребёнок в безопасной атмосфере тренинга-легенды отрабатывает свои комплексы, добивается успеха, учится доверять и творить. Ритуал игры в этом случае выступает как условие трансформации личности ребёнка. Атмосферу игры поддерживают атрибуты и свои законы; кодекс чести: каждый "наставник" имеет право на свой герб, потому что взял на себя ответственность не только за себя, но и за детей; у каждого "пупса" и "ученика" есть значок, на котором отмечены пройденные ступени-испытания; в качестве "кодекса чести" мы предложили "ученикам" и "наставникам" свои обеты, в которых в утвердительной форме дети встречают китежские (они же общечеловеческие) ценности. Их содержание схоже с обещанием, которое дают выпускники школы третьего цикла обществу, в них установка на добро, взаимопомощь и труд: "Вы, старшие, позвавшие меня в путь труда, примите моё умение и желание, примите мой труд и учите меня среди дня и среди ночи. Дайте мне руку помощи, ибо труден путь, и я пойду за вами" [1; с. 200].
Постепенно в "Китеже" создаётся некое культурное поле, в котором не престижно не быть "наставником", не читать книг, не разбираться в своём внутреннем миром, не помогать.
Процесс обучения в Китежской средней школе несколько отличается от обычного учебного заведения и отдельными мазками напоминает школы "Туманности Андромеды" и "Часа Быка".
У детей-сирот мотивация к обучению на первых этапах очень низкая, поэтому педагоги поддерживают любой познавательный скачок: на уроке можно больше рассказать о том, что заинтересовало, чем о том, что продиктовано программой; если возник вопрос, который не связан с предметом, но важен для общего развития ребёнка, педагог подготовит сообщение, материалы (запросит "звёздочку" на данную тему!) и познакомит ребёнка на следующем занятии. Только в этом случае можно пробудить стремление к познавательной деятельности, радости открытия и осознания. Эвда Наль озвучила один из законов: "Школа всегда даёт ученикам самое новое, постоянно отбрасывая старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как мы обеспечим быстрое движение вперёд?" [1; с. 192]. Для "Китежа" не менее важно другое: лишь новое, неизвестное и умело поданное обогатит детей, минуя "охранную систему" ассоциаций: новость - личность учителя - воспоминание - впечатление. Такова схема погружения в прошлое.
Ещё одно немаловажное условие для познавательной направленности личности - постоянная смена мест и обновление впечатлений. Эвда Наль, объясняя дочери причину смены мест обучения в каждом новом цикле, озвучила важнейший закон восприятия: "Ты же знаешь, что психика утомляется и тупеет в однообразии впечатлений" [1; с. 194]. В "Китеже" педагог имеет возможность выбрать дом, в котором пройдут занятия, или место на поляне, или форму урока. Каждый раз мы убеждаемся в том, что эксперименты в этой области оправданы. Ведь знание нередко записывается на впечатление! Два года назад в другом районе Калужской области появился "Орион" ("Китеж-2") - ещё один посёлок для приёмных семей. И наши дети периодически выезжают туда вместе с педагогами для "погружения" в тот или иной предмет или культурную эпоху. "Погружения" сопровождаются всплеском творческой и интеллектуальной активности, стремлением меняться самим и преображать действительность вокруг (комнаты в большом доме "Ориона" расписаны детьми, два дома для приёмных семей были построены руками выпускников и старшеклассников "Китежа").
Наш театр выступал со спектаклями в Калуге, летом ребята ездят в крымский Шаолинь, постоянны выезды в Москву и Питер. Соответственно, и к нам приезжаем очень много интересных людей, каждый из которых привносит свежую струю.
Актуальность педагогических идей Ефремова для современного воспитательно-образовательного процесса очевидна. Кроме того, их практическое воплощение порой оказывается с первого взгляда совпадением ("Китеж" искал пути оптимального существования и развития вне претензии на школу Эры Великого Кольца), однако подобные совпадения указывают лишь на то, что они продиктованы естественным эволюционным течением жизни. Ведь, утончаясь, структура сознания и усложняется, а, следовательно, для взращивания человека будущего необходимы совсем иные условия и среда. И в этом отношении "развивающая среда" "Китежа" - это попытка нащупать пути не просто успешной реабилитации и социализации детей-сирот, а возможность воспитать личность открытую, ответственную и творческую, преодолевшую страх, что и позволит ей внести вклад в становление гармоничного окружающего мира.
Использованная литература:
1. Ефремов И. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 3. Туманность Андромеды; Звёздные корабли; Сердце Змеи. - М.: Современный писатель, 1992.
2. Ефремов И. А. Собрание сочинений в шести томах. Том 4. Час Быка. - М.: Современный писатель, 1992.
3. Морозов Д. В. Поколение "Китеж": Методическое пособие для родителей. - М.: Эльф, 2004.