Представьте себе время зарождения жизни на Земле – миллиарды лет назад. В Мировом океане возникают живые микроорганизмы. Учёные считают, что океан в это время представлял собой некий тёплый бульон, насыщенный аминокислотами. Этот бульон – та среда, в которой возникло нечто качественно новое: жизнь.
Вспомним, как кристаллизуется соль. Нужен не просто насыщенный, а перенасыщенный раствор, чтобы образовались кристаллы соли.
Чтобы выкристаллизовался человек, умеющий думать и творить – самостоятельно, смело, без оглядки на косные элементы традиции, нужна среда, которая будет его питать и воспитывать.
Когда мы смотрим издалека на высочайшие горы, мы видим, что одинокие снежные вершины парят над долиной, а основание их скрыто туманом. Там гении уходящих времён кажутся нам одинокими вершинами. Но исследователи знают: эти вершины – лишь высшие точки, окружённые горами пониже, но такими же яркими и самобытными. Моцарт не возник бы, если бы с детства его не питала музыка Вены. Мы чтим Пушкина, забывая порой, что вокруг него созвездием собирались поэты пушкинской плеяды.
Богатая знаниями, впечатлениями и тёплым дружеским участием среда необходима человеку, чтобы он смог раскрыть свои способности.
Вспоминаю свой опыт.
Моё отрочество и юность прошли в Калуге, училась я знаменитой школе № 5. Однажды, классе в седьмом, я выучила большое стихотворение Некрасова (сейчас даже не помню какое) и рассказала его на уроке литературы. В классе нашем волею случая были собраны яркие личности, в основном девочки. На следующем уроке к доске неожиданно вышла Жанна Лёля – и с блеском прочитала некрасовское «Генерал Топтыгин» - стихотворение длинное, сюжетное. От неё никто не ожидал такого – она занималась музыкой, но любовью к стихам не отличалась. (Кстати, сейчас она – Жанна Домбровская, поёт, кажется, в Мариинском театре, сопрано). Это задело Олю Петрову, которая негласно соперничала с Жанкой в пении, и она тоже выучила и прочитала что-то очень длинное – и прочитала отлично. (Сейчас Ольга Петрова – актриса Калужского Драматического театра.)
Оля играла на гитаре – и вообще, половина ребят в нашей юнкоровско-туристской компании играла на гитаре. Мне пришлось тоже научиться.
Оля не ходила в походы – а все ходили. Пришлось и ей тоже упросить маму, чтобы та отпустила её – да в непростой поход, а зимний, шли по льду Оки в Кольцово, в пещеры.
Класс с замиранием следил, как Лидия Алексеевна Ерохова доставала проверенные сочинения. Всем интересно было узнать, чьё сочинение она сочтёт лучшим на этот раз – и прочитает вслух нам, а потом и другому классу в параллели.
В турклубе мы слышали манящие названия: Хибины, Копетдаг, Приполярный Урал, Кавказ, Тянь-Шань, Кукитанг-тау… Манили и реки: Мста, Южный Буг, Воньга. Смотрели слайды, слушали рассказы товарищей – и сами стремились увидеть и познать свою страну.
Ходили походами по Калужской области – и пешком, и по рекам на байдарках. Читали краеведческую литературу, искали остатки дворянских усадеб, запоминали названия полуразрушенных церквей. Потом составляли слайд-фильмы и писали отчёты. Писали заметки и небольшие зарисовки в областную газету «Молодой ленинец» - и тоже негласно соревновались, кто лучше напишет, у кого больше заметок опубликуют.
Да, у меня была среда, в которой я росла и развивалась. Однако она складывалась из разных элементов – стихийно. Думаю, если разделять творчество и образование, творческий потенциал её оказался выше, чем образовательный, хотя такое разделение будет чисто условным: творчество неотделимо от подлинного образования, под которым стоит понимать образование (в смысле возникновение) личности.
Дима Головашкин, ушедший от нас после восьмого класса в математическую спецшколу при МГУ, говорил, что у них в общежитии образовался замечательный ансамбль. Сам он играл на виолончели, что меня немало удивляло. И называл такие книги, о которых я даже не знала – он говорил, что у них все их уже прочитали.
Чуть позже я тоже оказалась в среде, где было стыдно НЕ ПРОЧИТАТЬ – не знать новинок, которые публиковали «Новый мир», «Юность» и другие журналы. Однако на факультете русского языка и литературы, где я позже начала учиться, этого и в помине не было. Там был жёсткий список – надо прочесть к зачёту… Но это уже из другой оперы.
Образовательная среда, которая становилась идеалом для многих русских людей, - это среда, созданная в лицее Пушкинских времён, которая дала блистательно образованных людей своего времени, проявивших себя в разных областях деятельности.
Как же я представляю себе идеальную образовательную среду сейчас, в начале XXI века?
Это не стихийно возникающий, а сознательно выстраиваемый феномен.
Кем выстраиваемый?
Педагогическим коллективом, во-первых, а во-вторых, самими детьми – участниками педагогического процесса. То есть дети, находясь внутри процесса, понимают ценность образовательной среды и осознанно участвуют в её создании и поддержании.
Педагогический коллектив: желательно несколько (два-три) харизматических лидера, которые могут увлечь своим примером ребят. И сильный состав предметников.
Наличие вызовов. Вызов среды – это то, что заставляло меня учиться играть на гитаре, что заставляло Олю Петрову идти в поход. Вызов – это побуждение к действию, которое идёт не извне, а изнутри ребёнка, которое звучит не навязанным приказом, а возникает неодолимым желанием, что осознаётся как задача, необходимая к исполнению.
Вызовы педколлектив сначала может осознанно формировать для каждого ребёнка – и запускать их в среду, учить различать эти вызовы и преодолевать-одолевать задачи. А затем ребёнок входит во вкус – радость от взятия перевала высока, это чистая радость, и хочется ещё и ещё испытывать её. Ребёнок легко распознаёт вызовы среды и даже сам ищет их.
Необходимо пространство – физическое и временнОе, где будет осуществляться обмен идеями и впечатлениями, нужен, так сказать, материальный носитель, на котором будет развиваться образовательная среда. Место и время.
(Что происходит в обычной школе, надо говорить в отдельной теме.)
Нужны разные виды поощрений (нематериальных, то есть, в данном случае, невещественных; поездка – материальна, но это весьма достойная награда), которые дети смогут получать и сами делать для своих товарищей за свои достижения. (При этом помним, что самое большое удовольствие человек испытывает именно в процессе творческой и познавательной работы.)
Надо, чтобы их достижения действительно осознавались товарищами и педагогами как достижения и служили вызовом для других детей. Всё просто: радоваться успехам других детей! И успехам учителей тоже.
В процессе формирования образовательной среды (а она формируется постоянно: её нельзя сделать и уйти, оставив всё на самотёк – помним о Стреле Аримана) у каждого ученика должна возникать Цель (постоянно проходит также коррекция Цели). Цель осознаётся, учеником и педагогами совместно продумываются пути её достижения.
Коллектив – один общий коллектив педагогов и детей – открыт. Я имею в виду открыт как система, живёт, готов впускать в себя и воспринимать новые элементы, делиться с обществом своими элементами.
Образовательная среда – важнейшая часть образовательного процесса.
В современной школе мы можем говорить, как правило, лишь об элементах образовательной среды. Сама она обычно не осознаётся как ценность, которую надо созидать и беречь.