Эпоха хорошо дисциплинированных чувств


Надежда Воищева

Разум и чувство — две силы,
равно нуждающиеся друг в друге,
мёртвые и ничтожные одна без другой.
(Виссарион Белинский)

Согласно концепции одного из корифеев Ленинградской школы психологии и психотерапии Владимира Николаевича Мясищева, личность – это высшее интегральное динамическое формирование или понятие, характеризующееся как система отношений человека к действительности. Личность не разлагается на части. Личность имеет различные свойства, но не сводится к их совокупности. Личность рассматривается только в целом. Выделяют три структурные характеристики отношений:


Эмоции тесно связаны, в первую очередь, с избирательностью отношений. Через эмоции определяется значимость отношения. Когнитивный (познавательный) компонент больше связан с сознательностью и целостностью. Он дает нам понимание смысла нашего отношения. Волевой (мотивационно-поведенческий) компонент связан с активностью. Чем богаче система отношений, тем человек более действенен.

Говоря языком более литературным, чтобы совершить подвиг, нужно очень сильно любить и трезво мыслить. «Сильная деятельность разума требует могучего тела, полного жизненной энергии, но это же тело порождает сильные эмоции».

Выделяют 2 движущие силы, которые определяют векторную направленность человеческой жизни, поведение человека: любовь и интерес. Любовь связана, прежде всего, со стремлением отдавать. Отдавать тепло своей души и своего тела, свои знания, свои мечты. Интерес характеризуется стремлением брать, познавать, приобретать новый опыт, который потом можно будет передать другим людям посредством любви. Накопление знаний ради самого процесса бессмысленно, потому что сродни патологическому коллекционированию. Любовь придаёт жизни смысл и целенаправленность. Здесь речь идёт как о любви к конкретному человеку, так и о любви к Родине, человечеству в целом, к Природе. Человек, неспособный любить, не может совершить подвиг ни духовный, ни научный, ни трудовой.

Герои романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» – это люди, живущие в эру Великого Кольца. Гордая эра Кольца, эпоха хорошо дисциплинированных чувств – такими эпитетами награждает автор тот период будущего, который он описывает.

Характеристика эпохи в целом – это отражение общепринятых в данном социуме стереотипов поведения и моральных норм.

По тексту встречаются разные маркеры, которые позволяют идентифицировать человека эры Великого Кольца. Рассмотрим некоторые из них.

«В незапамятные времена люди могли совершать небрежность или обманывать друг друга и себя. Но не теперь!» – говорит Эрг Ноор. Людей эры Великого Кольца отличает «доверчивая прямота», искренность перед самим собой и перед другими членами общества.

«Излишества речи в эру Великого Кольца считались одним из самых позорных недостатков человека».

«Люди эпохи Кольца избегали уговаривать, уважая решения друг друга и доверяя их правильности».

«…человечество избегало малейшего признака абсолютности во мнениях, желаниях и вкусах».

Труд в полную меру сил, труд творческий, соответствующий врожденным способностям и вкусам, воспринимался как один из самых важных компонентов счастья. Осознана необходимость не только в перемене рода занятий, но и регулярном чередовании труда и отдыха. «Чем тяжелее труд, тем длительнее отдых, и тогда чем труднее, тем радостнее, тем больше захвачен человек весь, полностью».

«Огромная работоспособность, в прошлом известная лишь у особо выносливых людей, называвшихся гениями, полностью зависела от физической крепости тела и обилия гормонов-стимуляторов. Забота о физической мощи за тысячелетия сделала то, что рядовой человек планеты стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании».

На сегодняшний день научно обоснованным считается то, что смещение системы ценностей из духовной сферы в материальную ведёт к профессиональному выгоранию.

Мужчины и женщины в личностном плане равны. Как пример можно привести вопрос Чары Нанди: «Разве я настолько древняя женщина, чтобы строить планы жизни в зависимости от дел мужчины, пусть избранного мной?»

Важнейшие стороны воспитания — «это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения», а также «преодоление самого себя, самолюбивой жадности и необузданных желаний».

Правило и высшее счастье мира Кольца — прежде всего, доставлять радость другим людям.

Подчинение частных интересов общественным.

«Перед человеком нового общества встала неизбежная необходимость дисциплины желаний, воли и мысли... Изучение законов природы и общества, его экономики заменило личное желание на осмысленное знание. Когда мы говорим: «Хочу», — мы подразумеваем: «Знаю, что так можно».

«…самая великая борьба человека — это борьба с эгоизмом! Не сентиментальными правилами и красивой, но беспомощной моралью, а диалектическим пониманием, что эгоизм — это не порождение каких-то сил зла, а естественный инстинкт первобытного человека, игравший очень большую роль в дикой жизни и направленный к самосохранению. Вот почему у ярких, сильных индивидуальностей нередко силен и эгоизм и его труднее победить». Но победить необходимо. Ведь чем больше знаний и способностей у человека, чем больше возможностей их реализовать, тем более масштабны замыслы и больше размах последствий недообдуманных поступков. Выбор путей у людей эры Великого Кольца очень широк, «но эта свобода выбора вместе с тем и полная ответственность за выбор».

Можно сказать, что и любовь – это, прежде всего, ответственность за другого человека, но ответственность, которую берёшь на себя с радостью.

По В.Н. Мясищеву «любовь» и «интерес» не являются антагонистами и для здоровой личности невозможны друг без друга. «Мышление холодное, бесстрастное, как счетчик, не является двигателем человеческого поведения; им является мышление страстное, но не пристрастное, толкающее суждения и выводы на неправильный путь».

Любовь нужна всем. Даже самым сильным, смелым, стойким, выдержанным, волевым. Например, командиру звездолёта. Такому, как Эрг Ноор. «Ему, который, несмотря на долгие годы испытаний, закаливших волю и чувства, всё же устаёт быть начальником, готовым в любую минуту принять на себя любую ответственность за людей, корабль, успех экспедиции». Ему тоже нужны поддержка и любовь. Любовь Низы к нему, которая проявляется в виде нежности, всегдашнем напряжении доброй воли, горячем желании отдать всё, чтобы облегчить его тяжкий труд, и, что ещё важнее, его любовь к ней. Подтверждением тому является его реакция на предложение врача избавиться от любви к умирающей Низе. Эрг Ноор говорит: «Я не отдам своего богатства чувств, как бы они ни заставляли меня страдать. Страдание, если оно не выше сил, ведёт к пониманию, понимание — к любви так замыкается круг».

Ефремов пишет: «Подвиг тем труднее, чем больше любовь». Но развивая эту мысль, можно сказать: чем больше любовь, тем более обдуманным и взвешенным будет выбор. Ведь любовь и эгоизм несовместимы.

Ефремов, устами своего героя Дара Ветра, говорил: «Романтика — роскошь природы, но необходимая в хорошо устроенном обществе! От избытка телесных и душевных сил в каждом человеке быстрее возрождается жажда нового, частых перемен. Появляется особое отношение к жизненным явлениям — попытка увидеть больше, чем ровную поступь повседневности, ждать от жизни высшую норму испытаний и впечатлений».

Наше настоящее – это предыстория того будущего, которое описано в «Туманности Андромеды». Наше настоящее – это борьба за будущее наших потомков. Чтобы выстроить это будущее для Них, сейчас Мы должны искать свет в нашей жизни, быть добрыми настолько, чтобы помогать другим, и сильными настолько, чтобы не ожесточиться в моральной духоте окружающего мира. Быть храбрыми! Чем лучше будем мы, тем лучше и выше будет всё общество, ибо тут взаимная зависимость.

Завершить хочется призывом танцовщицы Чары Нанди: «Мудрость — это сочетание знания и чувств. Будем мудрыми!»

© Воищева Н.М. Эпоха хорошо дисциплинированных чувств. По роману И.А. Ефремова «Туманность Андромеды» // доклад на XV Ефремовских чтениях, Вырица, 2012.