Из записей В. И. Дмитревского об И. А. Ефремове


Два рукописных листа, исписанных с обеих сторон, из архив семьи В. И. Дмитревского. Предоставлены Екатериной Сергеевной Борхениус, внучкой В. И. Дмитревского. Текст распознан А. И. Константиновым.

К рассказу «Озеро Горных Духов»

Под именем художника Чоросова автор вывел ныне покойного художника Григория Ивановича Гуркина из рода Чорос (алтаец). Талантливый ученик И. Шишкина, Гуркин всю свою жизнь отдал изображению своеобразной природы Алтая.

Упоминаемые в рассказе И. Ефремова картины «Хан Алтай» и «Корона Катуни» и по сей день находятся в большом зале Томского областного краеведческого музея. К сожалению, картины «Дены-Дер» («Озеро Горных Духов») в музее нет, имеется лишь небольшая цветная репродукция. Подлинник же находится в музее Горно-Алтайска («Молодой ленинец», Комсомольск. 19-II-56 г. 

Глубокая научная интуиция и талант писателя. Поистине, счастливое сочетание!

О «Туманности Андромеды»

«…Перед нами встаёт мир грядущего в его многообразии, живой целостности и всевластной новизне. Воссозданный им мир исполнен движения и драматизма.

…Люди без недостатков? Нет, таких никогда не будет! Впрочем, сами «недостатки» здесь совсем иные. Чем выше поднимается сознание людей, тем острее ощущается ими недостаток новых знаний и безмерность потребного. Чем совершеннее будет их Земной коллектив, тем острее станет их тяга к высшим видам общения. Осуществив эту цель в системе Великого Кольца, они станут стремиться к ещё более инаким формам связи.

…«Туманность Андромеды» является книгой, в которой достигнуто единство фантастических характеров и фантастических обстоятельств, реальных в своей основе и верно воспроизводящих перспективы истории, понятой с позиций научного коммунизма». О. Ильин.

(«Ленинский путь» орган Саратовского университета. 21-II-59 г.)

И. Ефремов рассказывает

«Автоматизированная смерть – вот что, по мнению западных фантастов, несёт человечеству техника. Окружённая роем покорных металлических рабов, со страниц буржуазных научно-фантастических рассказов встаёт зловещая фигура «мутанта», индивидуалиста, в 14 лет выносящего смертный приговор своим родителям и попирающего человеческое общество, как кучу мусора…

…Наше будущее… Нет, это не царство робота, это царство Человека. У него два миллиарда пар рук, глаз, ног. Освобождённый друзьями-машинами от тяжёлого физического и рутинного умственного труда, огромный, сильный, весёлый, он стоит на Земле и его руки, не мозолистые, но могучие, бороздят безбрежный простор Вселенной.

Какое огромное, какое беспокойное у него хозяйство! Как улучшить его, проникнуть в тайны мира, каким «золотым ключиком» отомкнуть двери его кладовых? А ведь порой ключик этот лежит совсем рядом около нас, а мы не замечаем его.

Вот блеснули, заискрились в каменном угле какие-то светлые жилки. Вы прошли мимо, а ведь это – германий, а значит телевизоры, приёмники, точнейшие и сложнейшие приборы, построенные на полупроводниках…

Расцветилась вода в бухте, играют в ней, кружась и танцуя, радужные струйки. Что такое? Оказывается, на дне бухты лежит «дерево жизни», окрашивающее воду в различные цвета и придающее ей целебные свойства.

А может быть, это всего лишь красивая средневековая легенда? Может, и так. Но разве вам не захотелось своими глазами взглянуть на эту полуфантастическую бухту? Разве вам не хочется встретиться на краю Земли с динозавром, пожить в городе, что раскинулся на дне океана?

Если не боитесь, если хотите, тогда именно к вам обращена наша научная фантастика, к мечтателям, у которых ёжиком торчат отовсюду вопросы.

Литература молодых, о молодых и для молодых – вот что такое научная фантастика.

Наука – это не только техника, математика, биология. Это и человек, общество, его законы, законы человеческих отношений. И в этой науке, как и во всякой
другой, могут быть гипотензы, может быть фантастика…

Помню, как десятикопеечная книжка о древних ископаемых ввела меня в мир безмолвных великанов, ушедших эпох, сделала палеонтологом. А потом все эти великаны сердито и настойчиво заскрипели своими древними костями, и я понял их – они хотели, чтобы о них рассказали людям. Так я стал писателем».

(«Московский комсомолец» № 138 12-VII-58 г.)

Для себя!!

В одном из своих произведений американский писатель Уильямсон рисует, до какой страшной бессмыслицы могут дойти машины, созданные людьми, но существующие без людей.

…Безжизненное бетонное поле аэродрома. Здесь нет людей, здесь царство злых машин. Молчат стальные чудища-бомбардировщики. Хищно прижав короткие крылья, они требуют одного – наполнить их опустевшую утробу смертоносным грузом. Автоматически они нагружаются, поднимаются в воздух, бомбят и снова возвращаются. И снова берут груз, и снова уходят в воздух – и так до бесконечности. А вокруг уже всё мертво, и бомбить нечего. Но машины, однажды приведённые в действие, продолжают работать и вновь и вновь по заданному курсу несут смерть туда, где и так уже всё мертво.