История Эры Разобщённого Мира в романе «Час Быка»


Отредактированный текст доклада на Десятых Ефремовских чтениях-фестивале (Москва, ГПНТБ, 23 апреля 2022 года)

Андрей Константинов

Эра Разобщённого Мира (ЭРМ) упоминается в обоих романах И. А. Ефремова о далёком будущем, в обоих произведениях ЭРМ включает современную автору эпоху, в обоих её сменяет Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ) – но при этом нижняя хронологическая граница эры, а значит, и продолжительность, и само её содержание, в «Туманности Андромеды» и в «Часе Быка» существенно различаются.

Впервые об Эре Разобщённого Мира мы узнаём из лекции Веды Конг для цивилизаций Великого Кольца. «О древних эпохах существования человечества, о разобщённости больших и малых народов, сталкивавшихся в экономической и идейной вражде, разделявшей их страны, она [(Веда Конг)] говорила очень коротко. Эти эпохи получили собирательное название ЭРМ – эры Разобщённого Мира», – читаем мы во второй главе «Туманности Андромеды». В той же главе перечисляются века, из которых состоит ЭРМ: Античные века; Тёмные века (или Средневековье); века Капитализма (или Новое время) и последний век ЭРМ, названный веком Расщепления. Таким образом, в «Туманности Андромеды» ЭРМ – это продолжительная эпоха, начало которой теряется в глубине тысячелетий, включающая всю историю существования классовых обществ на Земле.

Название последнего века ЭРМ ассоциируется как с овладением атомной энергией (расщепление ядра), так и с расщеплением мира на противоборствующие социально-экономические системы: «Борьба старых и новых идей обострилась в век Расщепления и привела к тому, что весь мир раскололся на два лагеря – старых – капиталистических и новых – социалистических – государств с различными экономическими устройствами. Открытие к тому времени первых видов атомной энергии и упорство защитников старого мира едва не привело к крупнейшей катастрофе всё человечество».

К моменту создания романа «Час Быка»1 представление автора об Эре Разобщённого Мира кардинально меняется: если в «Туманности Андромеды» ЭРМ – это вся эпоха существования классовых обществ, то в «Часе Быка» – сравнительно небольшой период истории, завершающий эту эпоху.

Несколько цитат из «Часа Быка». Молодая Фай Родис решает специализироваться на изучении ЭРМ и, погрузившись в тему, приходит в ужас...

Начинающая двадцатипятилетняя исследовательница явилась к учителю с поникшей головой. Фай Родис всегда считала себя способной к трудному поприщу древней моноистории, но теперь она почувствовала свою эмоциональную слабость. Фай Родис захотелось спуститься в ещё большую древность, где отдельные очаги цивилизаций не давали возможности для моноисторического синтеза и казались гораздо прекраснее. Недостаток фактов давал простор домыслам, осветлённым представлениями Эры Встретившихся Рук. Сохранившиеся произведения искусств одевали то немногое, что было известно, ореолом большого духовного взлета. Кин Рух, не скрывая улыбки, предложил Фай продолжать изучение ЭРМ ещё год.

В «Часе Быка» ЭРМ связана с «моноисторией», более древние цивилизации вынесены за пределы Эры Разобщённого Мира. К ЭРМ не относятся ни античные, ни средневековые времена, зато в описании этой эры, которая в следующем отрывке названа последним периодом в существовании капиталистических отношений, мы узнаём черты современности:

В античное время Европы и Ближнего Востока, средневековой Индии, – продолжала Родис, – физическая любовь переплеталась с религией, философией, обрядностью. Затем последовала реакция: Тёмные Века, превознесение религии и отвергание, подавление сексуальности. Новая реакция – и в ЭРМ возродилась примитивная эротика с отмиранием религиозности, на более слабой физической основе. Не получилось, как в прежние времена, мощного взлёта чувств. Этот период – последний в существовании капиталистических отношений в обществах Земли – дополнительно охарактеризовался утилитаризмом. Эротика, и политика, и наука – всё рассматривалось с точки зрения материальной пользы и денег... Утилитаризм неизменно приводил к ограниченности чувств, а не только мышления.

До Эры Разобщенного Мира средний человек Земли был довольно разносторонне развитой личностью – он мог своими руками построить жилище или корабль, знал, как обращаться с конём и повозкой, и, как правило, всегда был готов с мечом в руках сражаться в рядах войска.
А потом, когда людей стало больше, они сделались ничего не значащими придатками узких и мелких своих профессий, пассивными пассажирами разнообразных средств передвижения.

ЭРМ – переходный период в истории. Из диалога Эвизы и Фай Родис:

–... Я изучала историю, но недостаточно, и этот трудный переходный период истории человечества – Эру Разобщенного Мира – представляю плохо. В чём его суть?
– В этот период начали формироваться госкапиталистические формации с тенденцией распространиться по всей планете. Именно в фазе государственного капитализма выявилась вся бесчеловечность такой системы.

В «Часе Быка» Эре Разобщённого Мира предшествует Эра Смешения Формаций, а ей – Тёмные века:

– ...в Бан Тоголо сохранились летописи более раннего периода? – спросила Эвиза.
– Они уходят далеко в глубь времен, за Эру Смешения Формаций.
– В Тёмные Века? Тогда они приходятся между пятым и тринадцатым кругами. ЭРМ началась в пятнадцатом, – произвела быстрый расчет Чеди.
– А кончилась в чёрном цикле семнадцатого круга, – добавила Родис.

Теперь давайте обратимся к подготовительным материалам к роману, которые нам с Николаем Смирновым в 2007 году показала Таисия Иосифовна Ефремова и разрешила кое-что оттуда сфотографировать. Лист, фотокопия которого приведена на рисунке, озаглавлен «Хронология (общая с «Туманностью»)».


Рисунок 1. Лист из подготовительных материалов к «Часу Быка».


Здесь мы видим, что перед ЭРМ автор расположил Тёмную эру (Тёмные века), или Эру Смешения Формаций (ЭСФ) – в подготовительных материалах они ещё не разделены. После ЭРМ – как и в «Туманности Андромеды», и в «Часе Быка» – следует Эра Мирового Воссоединения (ЭМВ). Примечательно, что ЭРМ в «Хронологии...» расшифрована как Эра Расщеплённого (а не Разобщённого!) Мира – напрашивается предположение, что ЭРМ в «Часе Быка» соответствует веку Расщепления – последнему веку «большой» ЭРМ в «Туманности Андромеды».

В «Часе Быка» упоминаются периоды Эры Разобщённого Мира. Так, неоднократно (семь раз в тексте романа) говорится про пятый, последний период ЭРМ, специалистом по истории которого была Фай Родис. В пятом периоде жил «мудрец Эрф Ром» – по содержанию идей, ему приписанных, он ассоциируется в первую очередь с самим Ефремовым. Один раз упоминается четвёртый период ЭРМ, на военной истории которого специализировалась Веда Конг. К сожалению, это пока что все данные, которыми мы располагаем по периодам Эры Разобщённого Мира.

Другая периодизация ЭРМ содержится в подготовительных материалах к «Часу Быка» – в «Хронологии...», – где она разделена на три века2: Век Войн, Век Лжи и Век Смятения и Голода (рисунок 1). Век Замирения, изначально, по-видимому, также включённый в ЭРМ, отнесён к предыдущей эре – ЭСФ.

Прежде, чем реконструировать хронологические рамки веков ЭРМ, нужно сказать несколько слов о календаре, которым пользовался Ефремов для периодизации земной истории в романе «Час Быка». На эту тему было небольшое исследование, его результаты докладывались в 2007 году на Ефремовских чтениях в Вырице3.

И. А. Ефремов использовал тибетско-монгольский буддистский календарь. За начало в этом календаре берётся 1027 год, когда, как считается в тибетской традиции, эта система летосчисления («Калачакра») была принесена в Тибет буддистским учителем Атишей. Начиная с 1027 года, время делится на 60-летние циклы, которые в «Часе Быка» названы кругами (см. последнюю цитату с названием буддистского монастыря – Бан Тоголо). В Таблице показаны 16-й и 17-й круги, соответствующие периоду с 1927 по 2046 годы. Каждый круг состоит из пяти 12-летних циклов, каждому году цикла присваивается определённый символ – животное.

Таблица 1 – Хронология в «Часе Быка», показаны 15-й, 16-й и начало 51-го кругов (© А. Константинов, Е. Беляков, 2007). Основное действие романа происходит «в год синей лошади пятьдесят первого круга», что соответствует 4030 году.



В отличие от буддистского календаря, где присваиваемый году цвет (и соответствующая стихия) чередуются через каждые два года, в календаре, которым пользовался Ефремов в «Часе Быка», цвет (и стихия) присваивается двенадцатилетнему циклу целиком: синее двенадцатилетие (стихия дерева), красное (стихия огня), жёлтое (стихия земли), белое (стихия металла) и чёрное (стихия воды), – после чего начинается новый 60-летний круг. В этом состоит отличие «ефремовского» календаря от буддистского. Это отличие важно для верной датировки событий, упомянутых в «Часе Быка». Происхождение «ефремовского календаря» пока остаётся неясным. Известно, что Иван Антонович им пользовался уже в 1949 году в Монгольской экспедиции4 – за восемь лет до личного знакомства со специалистом по «Калачакре» Ю. Н. Рерихом.

Давайте вернёмся к последнему процитированному отрывку из «Часа Быка»: «ЭРМ началась в пятнадцатом [круге], – произвела быстрый расчет Чеди...» Пятнадцатый круг – это 1867–1926 годы. Вероятнее всего, начало эры следует связать с Первой мировой войной. Попробую это обосновать.

Вторая половина XIX – начало ХХ веков было временем поступательного прогресса – временем Ж. Верна, Г. Р. Хаггарда, Г. Уэллса, временем Фабианского общества и Серебряного века, временем надежд на скорое наступление мира без войн и постепенное, шаг за шагом, реформирование капиталистической системы. На этих надеждах 1914 год поставил жирную точку, разделив историю на «до» и «после», поэтому именно 1914 год может быть взят за начало ЭРМ и её века Войн. Косвенным подтверждением такой версии может служить выдержка из письма Ефремова Борису Устименко от 27 июня 1961 года5:

...духовная культура XIX века, гуманистическая и интернациональная (т.е. то самое лучшее, что мог породить капитализм), продолжавшаяся и в начале нашего века и в конце концов воспитавшая всех нас, людей книжных и умствующих, столкнулась с суровой озлобленностью, нарастающим национализмом и военной опасностью, неустойчивостью и неустроенностью, в которых рождается новое общество (ещё не давшее лучшего гуманизма своего, вернее, его лучшего выражения в культуре).

Очевидно, в «Хронологии...» временнáя привязка веков ЭРМ неполна (рисунок 1). Веку Войн в ней соответствует один только 15-й круг – из него «выпадает» Вторая мировая война. Веку Лжи в «Хронологии...» соответствуют белый и чёрный циклы 16-го круга (1963–1986) – а значит, из истории ЭРМ «исчезают» семнадцать послевоенных лет. Последний век ЭРМ – Век Смятения и Голода – приходится на синий, красный и жёлтый циклы 17-го круга, а поскольку первый век следующей эры – ЭМВ – начинается с чёрного цикла, из истории ЭРМ «выпадает» ещё двенадцать лет. Если заполнить перечисленные пробелы, сохранив последовательность веков ЭРМ, получим: век Войн – 1914–1945; век Лжи – 1946–1986; век Смятения и Голода – 1987–2035 гг. Согласно тексту романа, ЭРМ «...кончилась в чёрном цикле семнадцатого круга» (т. е. в период с 2035 по 2046 годы).

Сопоставляя прогноз Ефремова с реальными событиями, можно констатировать, что «век Лжи» (если под ложью понимать массированную пропаганду) не закончился (и даже не достиг апогея) в 1986 году и продолжается по настоящее время, а наступление «Века Смятения и Голода» может быть вызвано текущим мировым военно-политическим кризисом, но на данный момент (апрель 2022 года) остаётся в области прогнозов – также как и окончание ЭРМ в указанные сроки.

Ещё одно событие истории ЭРМ упоминается в «Часе Быка» особо.

– Великое сражение Запада и Востока, или битва Мары, было тоже в семнадцатом круге? – спросила Чеди.
– В год красной, или огненной курицы семнадцатого круга, – подтвердила Фай Родис, – и продолжалось до года красного тигра.

Воспользовавшись Таблицей 1, получаем годы «Битвы Мары»: 2005–2010. В действительности события, которые можно интерпретировать как «Великое сражение Запада и Востока», разворачиваются у нас на глазах.

Мара – имя демона из буддистской легенды, который послал полчища монстров, чтобы помешать принцу Сидхарте Гаутаме прийти к просветлению и стать Буддой. На картине Тайского художника Тавана Дучани «Битва Мары» мы видим в центре лик Сидхарты, которого с обеих сторон – и с Запада, и с Востока – атакуют чудовища. Сидхарта победил, когда понял, что чудовища находятся не вовне, а внутри нас.


Рисунок 2. Battle of Mara. © Thawan Duchanee, 1989.


По Ефремову, Великое сражение Запада и Востока приводит к разрушению прежней цивилизации, после чего, примерно через поколение, люди восстанавливают мир на других началах и на смену ЭРМ приходит Эра Мирового Воссоединения. Я бы хотел пожелать нам всем с минимальными потерями пройти через сложное время и увидеть, наконец, Рассвет.


1 Годы написания «Туманности Андромеды» – 1955–56. На папке с подготовительными материалами к «Часу Быка» в архиве Ефремова стоят годы 1963–1967.
2 В данном контексте «век» – это не столетие, а более короткий временной отрезок (аналогично, например, Серебряному веку).
3 А. Константинов. Хронология в романе И. А. Ефремова «Час Быка». Выступление на Ефремовских чтениях. Вырица, 21–22 апреля 2007 года.
4 В фильме «Иван Ефремов. Страницы творчества» (1977) Б. С. Евгеньев зачитывает письмо Ефремова из монгольской экспедиции, датированное «годом огненной коровы 16-го круга» (начиная с 14:43). Борис Сергеевич говорит, что это 1946 год, но он путает, год Коровы (Быка) – 1949-й, и упоминание в письме разлившихся рек, которые приходится форсировать, – это реалии экспедиции именно 1949 года.
5 Переписка Ивана Антоновича Ефремова. – М.: Вече, 2016. С. 434.