Философское и литературное явление в СССР 1
Новый роман Ефремова
Вероятно, Иван Ефремов — самый читаемый и самый переводимый из советских авторов научной фантастики. Его рассказ «Алмазная труба» вдохновил геологов, открывших алмазы в Сибири. Его роман «Туманность Андромеды» переведён на 26 языков и издан в миллионах экземпляров. «Лезвие бритвы» — книга большого формата, объёмом более шестисот страниц. Автор представляет её как «экспериментальный роман приключений». Он настаивает на том, что всё в книге научно достоверно, за исключением научно-фантастических идей. По правде сказать, эти три исключения великолепны.
Автор считает, что возможно пробудить расовую память и поднять на поверхность сознания сцены жизни, пережитые доисторическим человеком 40 000 лет назад. Он думает, что возможно развить в себе гипнотические возможности, позволяющие контролировать волю взрослого человека. Наконец, он описывает остатки прошлой, более развитой цивилизации: кристаллы, преобразующие солнечную энергию в неизвестную до сих пор форму энергии, воздействующую прямо на мозг. Во всём этом нет ничего невозможного: это фантастический реализм в том смысле, как мы употребляем его.
Название книги «Лезвие бритвы» имеет двойное значение. С одной стороны, жизнь и сознание находятся в постоянном равновесии. Несколькими молекулами сахара, соли или редких элементов будет больше или меньше в крови — и пламя угаснет. Лезвие бритвы символизирует это равновесие. С другой стороны, оно символизирует узкую тропку, по которой движется герой книги д-р Гирин сквозь опасные извилины сталинского общества в поисках истины. Этот серьёзный учёный-материалист обнаруживает, что можно лечить силой духа. Он открывает неведомые возможности гипнотизма и думает о создании института для изучения феномена «Распутина». Он открывает секреты расовой памяти и может вызвать воспоминания, спрятанные в генах и зарегистрированные нашими предками. Он входит в контакт с индийскими учёными и сквозь хатха-йогу и тантрическую магию приходит к главному выводу — важнее пространства является завоевание внутреннего мира. Он создаёт в Индии институт для обмена сумасшедшими мыслями, где смогут войти в контакт учёные — материалисты и идеалисты. Родится новая диалектика, и человек станет Богом, не ожидая помощи богов Древних или пришельцев из Великих Галактик, которые высадятся на Землю из своих металлических звездолётов.
Дорога Гирина будет тяжкой, но плодотворной. Изменится его личная жизнь. Его противники будут наносить ему тяжёлые удары: эти люди, которые в Средние века жгли колдунов, а при Сталине бросали честных людей в концлагеря, сохранили власть и в послсталинскую эпоху — они обладают возможностью обесчестить, сорвать нужное дело, испачкать и не лишают себя такой возможности. Но мир обширен, и в конце концов в Индии будет создана новая наука духа.
Фундаментальный труд
Таково содержание этого «экспериментального романа приключений». Автор сам критикует себя. Он считает, что потерпел неудачу в своей попытке и что книга перегружена научной информацией. «Современная литература не может ответить на поставленные вопросы, пренебрегая наукой и современным миром. Новый роман на Западе был полным провалом. Я попытался быть одновременно антропологом, демографом, генетиком, историком, психологом и социологом. В то же время я хотел написать динамический роман приключений в духе Хаггарда. Это мне не удалось сделать. Однако это экспериментальное произведение является первым приближением к литературе будущего. И, будучи таковым, оно заслуживает внимания читателя».
Нам кажется, что Ефремов слишком скромен. Научная информация в книге — главное. Я скорей бы упрекнул его в недостаточности интриги. В частности, противниками героя являются или отупелые бюрократы, или иностранные шпионы третьей зоны. Мы далеки от великих тёмных персонажей «Трёх заложников» или «Утреннего лагеря» Джона Бачена, или «Вавилонского рва» Ремона Абелио. Маловато крупных приключений, и не все цепи событий связаны достаточно последовательно.
И всё же это — фундаментальное произведение, потребовавшее исключительного мужества. Кроме «двух лезвий бритв», о которых упоминает автор, есть и третье, по которому он с успехом идёт сам; это лезвие разделяет лженауки и поиски истины. Автор с блеском разоблачает различных шарлатанов от науки и активно борется за новый материализм, за диалог между йогой и физикой, между тантрической магией и психологией.
Эта книга указывает многие вехи на пути к будущему. К тому миру, где результаты античных традиций будут пересмотрены о позиций самой точной науки. К миру, где, как говорит доктор Гирин, в какое-то время «все мужчины станут богами, а женщины — колдуньями». К миру, где прошлое будет окончательно исследовано все психические болезни вылечены, к миру, где, по словам Гирина, «покажут, что Жан Ростан ошибался, когда говорил о доминирующем зле и преходящем добре», к миру, где докажут, что последователи Фрейда лгут, сводя человека к низким инстинктам, к уровню животного. К миру, где любовь, жертва и сотрудничество победят. Мы с любопытством ждём реакцию советской публики на этот новый роман Ивана Ефремова.
Жак Бержье.
Журнал «Планета» (Париж), No 21 март-апрель 1965 г.
1 Воспроизводится по кн.: Переписка Ефремова. – М.: Вече, 2015. – С. 587–588.
Автор перевода статьи на русский язык неизвестен.