ПОСЛЕСЛОВИЕ К ПОВЕСТИ С.Г.ЖЕМАЙТИСА "ВЕЧНЫЙ ВЕТЕР"
В повести "Вечный ветер" Сергей Георгиевич Жемайтис впервые выступает как
писатель научно-фантастического направления. Прежние произведения С.Г.Жемайтиса
отличались тонким пониманием моря и той романтической приподнятостью, которая
столь увлекает юных читателей. Это давало основание ожидать, что из него
получится настоящий морской писатель - столь редкая в настоящий момент
литературная "специальность". Поэтому переход С.Г.Жемайтиса в научную
фантастику показался мне утратой. И это понятно: в последние годы увеличилось
количество литераторов, работающих в области научной фантастики, и резко
упало количество и качество произведений, посвящённых морю. Ничем нельзя
объяснить этот странный пробел в литературе огромной морской державы, торговый
флот которой вырос за послевоенные годы в несколько раз и плавает по всем
морям мира. Однако морская тематика деградировала у нас во всех видах, включая
военную. Даже документальные описания современных плаваний и морских
приключений по большей части невысокого художественного уровня. Как ни
удивительно, но в большинстве таких книг отсутствует то чувство моря и корабля,
которое, служа фоном людских характеров, отличает подлинно морских писателей.
Нет и переводов лучшей зарубежной морской литературы. В итоге наши дети и
вообще советские люди обеднели представлениями о море как раз тогда, когда
всё человечество (и наша страна одна из первых) переходит к активному освоению
мирового океана как огромного резерва производительных сил.
Новая научно-фантастическая повесть "Вечный ветер" явилась сплавом морской
тематики с научно-фантастической картиной будущего.
Многие выдающиеся писатели создали превосходные научно-фантастические
произведения о море. Прежде всего следует назвать "80 000 километров под водой"
Жюля Верна - книгу, по которой каждый из нас в детстве открывал необъятный
мировой океан и познавал его обитателей. Теперь это уже почти не фантастика.
Однако нового равноценного по широте охвата всех сторон океанологии
произведения ещё не создано.
"Тайна двух океанов" Адамова, фантастическая повесть жюль-верновского плана,
несмотря на существенные недостатки, оказала немалое влияние на увлечение
подводными исследованиями двух поколений советских людей. Очень интересна
полузабытая у нас "Нимфея", повесть Рони-Старшего о земноводном человечестве
на затопленной океаном планете, но написана она давно и далека от современного
уровня научной фантастики.
Знаменитый роман А.Беляева "Человек-амфибия" в основном развертывает конфликт
необыкновенной личности с торгашеским миром капитала и лишь в небольшой
степени служит познанию океана.
За исключением краткой новеллы Артура Кларка, большая часть новейших зарубежных
научно-фантастических произведений о море продолжает направление А.Беляева,
разумеется в ином идеологическом аспекте, используя океан лишь как фон, на
котором разыгрываются конфликты, заговоры и сражения между торговыми
монополиями, военными силами различных государств или инопланетных
цивилизаций. Оставим в стороне множество коротких рассказов о потонувших
городах, кораблях с сокровищами, подводных пиратах и шпионах (иногда
действующих с прирученными дельфинами), каких немало в дешёвых массовых
научно-фантастических журналах США и Англии. Возьмём лишь некоторые наиболее
значительные зарубежные произведения последних лет.
Роман Кеннета Бальмера "Город под водой" использует идею А.Беляева о
превращении людей с помощью хирургической операции в дышащих жабрами подводных
пловцов. Огромная монополия разрабатывает богатства на дне океана руками тысяч
рабов, принудительно превращенных в людей-рыб. Герой романа ведет
единоличную борьбу с подводными рабовладельцами и выходит в конце концов
победителем.
Американская писательница А.Нортон в новелле "Ключ вне времени" описывает
некую планету с прекрасными морями. Два секретных агента с Земли в союзе с
местной девушкой, владычицей дельфинов, стараются добыть тайну древней
погибшей цивилизации вопреки злобным современным жителям планеты. Интересные
описания подводных приключений в романе Нортон перекликаются с рассказами
советского фантаста Глеба Голубева, также умеющего вести читателя во тьму
океанских глубин.
"Потонувший Мир", повесть английского писателя Болларда, считающегося за
рубежом лучшим стилистом в научной фантастике как бы повторяет в современном
духе "Нимфею" Рони Старшего. Чувство моря и многообразие жизни океана у
Болларда отступают далеко на задний план в сравнении с запутанной
психологической обрисовкой действующих лиц. Английский фантаст Джон Уиндхэм
посвятил большой роман "Кракен пробуждается" борьбе человечества с
таинственной цивилизацией, явившейся из космоса и заселившей глубины наших
океанов. Повествование, однако, мало затрагивает собственно океан. Писатель
переносит войну с неведомыми чудовищами на берега морей. Затем война
принимает космический масштаб - пришельцы вызывают новое оледенение.
И, наконец, роман Роя Мейерса "Мальчик-дельфин", опубликованный в 1967 году,
герой которого усыновлён дельфинами после гибели его родителей от взрыва
секретной лаборатории на тихоокеанском атолле. Роман в основном посвящён
"наземным" конфликтам: борьба вокруг изобретения, обещающего и военное
могущество, и колоссальные доходы.
В противоположность идейной основе и психологической разработке перечисленных
произведений научно-фантастическая повесть С.Г.Жемайтиса "Вечный ветер"
показывает радостный труд исследователей и добытчиков моря на общую пользу
коммунистического общества.
Главное место действия - Индийский океан, искусственный остров среди теплых,
прозрачных вод, вокруг которого умные, понимающие людей дельфины пасут китов,
охраняют их от акул и косаток, помогают исследовать таинственные глубины
подводных ущелий, где скрываются огромные головоногие. Не может не понравиться
читателям дружба между людьми и дельфинами, как между независимыми
интеллигентными существами. Описания ухода за китами и борьба с
пиратом-косаткой Черным Джеком живы и занимательны. Добрые отношения людей
бесклассового общества делают все персонажи привлекательными. Даже
устремленная к звёздам героиня повести Биата не вступает в конфликт с
влюбленными в неё двумя друзьями - работниками океанической станции, а
приезжает на остров как на праздник, полная счастья от встречи с Землей и
морем.
Читатель повести С.Г.Жемайтиса ощущает пронизанное солнцем море, счастье
полезной и трудной работы в дружной семье будущего человечества на фоне столь
же дружественного отношения к животным вообще, не только к интеллектуальным
дельфинам.
Мне думается, что "Вечный ветер" - несомненный успех автора, и опубликование
этой повести - хороший подарок юным читателям.
Профессор И.А.Ефремов
1970