Материалы VIII Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 23 апреля 2005 г.)

Татьяна Данилова

И.А. Ефремов и гуманистическое воспитание

 Слово гуманизм в переводе означает "приверженность человеку". Наиболее гуманистическое общество - это то общество, в котором прекращена борьба людей друг с другом, котором "свободное развитие каждого является условием свободного развития всех" (К.Маркс). Наиболее последовательный гуманизм - это коммунизм.

 Иван Антонович Ефремов писал: "Замечательная формула "человек человеку друг, товарищ и брат" предельно ясно обрисовывает новый этап в жизни нашего общества, этап, который требует ускорения раздумий и поисков новых путей литературы". Мир, который описал Иван Антонович в своих произведениях - это Мир Мечты, к которому стремилось всегда человечество. Мир, в котором нет "чужих", мир, в котором существует общество, без отчуждения, где каждый является, по отношению другому, потенциальным другом. Его герой из рассказа "Сердце Змеи", так характеризует этот МИР: "Потомки не обманули своих предков: лучшее будущее наступило, человечество, объединенное в бесклассовом обществе, освобожденное от страха и гнета, поднялось к невиданным высотам знаний и искусства".

 Работая над "Туманностью Андромеды", Ефремов писал: "...постепенно в процессе работы над книгой главным объектом изображения сделался человек будущего. Я почувствовал, что не могу перебросить мост к другим галактикам, пока сам не пойму, каким же станет завтрашний человек Земли, каковы будут его помыслы, стремления, идеалы".

 Огромное внимание Ефремов уделял "социальной эволюции" человека. Так вспоминал Ефремов работу над романом "Туманности Андромеды": "Мне хотелось в художественной форме провести марксистскую мысль о том, что человек перешел на другую ступень чисто биологического развития, биологической борьбы, что в нем главное теперь - его социальные, общественные взгляды". Главное, что должно быть изменено в человеке - это не только, внешняя сторона, когда человек станет гармонично развит физически, это то, что человек сможет преодолеть мир отчуждения.

 "Герои моих романов во многом отличаются от героев литературных произведений, отражающих сегодняшний день нашей жизни. Прежде всего - это люди очень далекого будущего, это люди высшей формации многовекового коммунистического общества. Они отличаются от нас своим совершенством во всем", - писал Иван Антонович. Создавая образ, человека, Ефремов пытался описать его внутренний мир, нравственный стержень: "Мои раздумья над характером человека будущего шли в двух планах. Надо было представить себе и его внешний и внутренний облик. Мне казалось, что человек далекого будущего, занятый напряженным общественно-полезным трудом без необходимости переутомляться, сделается еще сильнее, выше, красивее. Если же говорить о внутреннем мире, то здесь дело обстояло сложнее. Конечно, думалось мне, человек будущего должен быть волевым, смелым, решительным и в то же время свободным от малейших признаков бахвальства, грубости, разнузданности - тех качеств, которые теперь еще "почитаются" некоторыми физически сильными людьми. В коммунистическом обществе любое проявление грубости сделается явлением антисоциальным..."

 Огромное внимание Иван Антонович уделяет такому аспекту, как воспитание, коммунистическое воспитание. "Человек будущего - это, несомненно, человек гармонический. Размышляя над этим, я невольно столкнулся в романе с проблемами главным образом в плане общественном, социальном".

 В этом его мысли очень близки мыслям Антона Семеновича Макаренко, который считал, что воспитание определяется ЦЕЛЬЮ. "...Откуда же может вытекать цель воспитательной работы? Конечно, она вытекает из общественных нужд..." Это те нужды, которые ставит перед собой общество гуманистическое. "Достойной нашей эпохи и нашей революции организационной задачей может быть только создание метода, который, будучи общим и единым, в то же время дает возможность каждой отдельной личности развивать свои особенности, сохранять свою индивидуальность", - писал Макаренко.

 Соотношение личность-коллектив, в этой "плоскости" много работает Иван Антонович Ефремов. Вспомним его школу (из романа "Туманность Андромеды"), в которой один из важнейших "механизмов" воспитания - есть коллектив, забота старших о младших, необходимость КОЛЛЕКТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ. Не буду касаться вопроса о необходимости отдавать детей из семьи в раннем возрасте, о чем писал Иван Антонович в романе, вопрос этот спорный, но что однозначно важно, так это необходимость коллективного воспитания. "Воспитать настоящий характер - значит воспитать человеческое чувство. А чувство и воспитание лежит в известном вопросе, который можно назвать "личность-коллектив"" - в этом созвучен Ефремову великий педагог Антон Семенович Макаренко. Необходимо воспитать личность, в которой, по Макаренко, "не должно быть уединенной личности, то выпяченной в виде прыща, то размельченной в придорожную пыль, а есть член социалистического коллектива", личность, воспитанную "для общего счастья", а не "индивидуального", для которой, по Ефремову, "забота о ближнем и дальнем - главная мотивация".

 "В воспитании человека, в отличие от обучения, особая роль принадлежит искусству (в капиталистических и более ранних обществах - религии). Искусство, развивающее этическую и моральную основу общественного сознания у человека, важно во всех его видах. Разумеется, искусство должно быть реалистическим, то есть выражающим действительные процессы жизни и отражение подлинного мира в психике человека. Здесь выступает и другая сторона искусства, имеющая значение уже не только для воспитания, но вообще для полноты мироощущения человека. В основе подлинного искусства лежит могучее стремление человека устроить, переделать мир по своему желанию, по своей мечте", - писал Иван Антонович. Сегодня на постсоветском пространстве вопрос ВОСПИТАНИЯ сводится к вопросу ОБРАЗОВАНИЯ. Задача педагога - это подготовка человека с "определенным кругом знаний" и "круг" этот все сжимается и сжимается. В отличие от советской школы, которая давала возможность ребенку "иметь общую картину миру", картину "целостную".

 Так, например, один из наиболее важных предметов советской школы, таких как литература, задача которого - нравственные строительство личности, в современной школе утрачивает свою значимость. Сегодня этот предмет превращается в описательный, "литературоведческий", цель которого познакомить с произведением, но не затронуть ни этических, ни моральных проблем. Современный учитель не ставит перед собой задачу затронуть внутренний мир человека, готовящего самостоятельно вступить в мир. Вспомним слова Иван Антоновича: "...нельзя выпускать ребенка в мир невооруженным идейно, необученным основным знаниям физиологии, наследственности, психологии, исторической диалектики. Только из этих знаний, из серьезной подготовки вырастает устойчивая собственная мораль и убежденность в правоте, которая выдержит любые удары". Современная школа не готовит ребенка к этому миру, не готовит бойца. Этот пример достаточно ярко иллюстрирует принцип воспитания, который постулировал Макаренко - воспитание определяется ЦЕЛЬЮ.

 Иван Антонович так оценивал задачу повести "Лезвие бритвы": "Идейная основа повести в том, что внутри человека, каков он есть в настоящее время, а не в каком-то отдаленном будущем, есть нераскрытые могучие силы, пробуждение которых путем соответствующего воспитания и тренировки приведут к высокой духовной силе, о какой мы мечтаем лишь для людей отдаленного коммунистического завтра. То же самое можно сказать о физическом облике человека. Призыв не только в космическом завтра, но здесь, сейчас, для всех - цель написания повести".

 В итоге, хочется сказать о важности, воспитания сегодня "человека коллективного>, постараться сохранить то здоровое зерно, что старалась воспитать советская школа.

 Постараться по крупицам переносить Мир будущий в сегодняшний.

Литература:

1. И.А. Ефремов. На пути к роману "Туманность Андромеды" // Журнал "Вопросы литературы". 1961. № 4. С.142-153.

2. Как создавался "Час Быка" (беседа с Иваном Ефремовым) // Журнал "Молодая гвардия". 1969. № 5. С.307-320.

3. И.А. Ефремов. Собр.соч. М.: "Молодая Гвардия", 1975. Т. 2. С. 484.

4. И.А. Ефремов. Наклонный горизонт (заметки о будущем литературы) // Журнал "Вопросы литературы". 1962.

5. А.С. Макаренко. "О воспитании". Москва: изд-во политической литературы, 1988.

6. Двуреченская Н.Д., Двуреченский О.В., Константинов А.И. Коммунистическая субкультура - необходимое условие победы идеи гуманизма // Гуманизм как теоретическая и практическая проблема XXI века: филосовские, социальные, экономические и политические аспекты. Докл. и выступл. на международ. науч. конфернц. 3-4 июня 2004 г. М., 2004. С.394.