Материалы VIII Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 23 апреля 2005 г.)

Андрей Константинов

РАДИКАЛЬНЫЙ ГУМАНИЗМ ИВАНА ЕФРЕМОВА

"Поезд остановился, и Дар Ветер вышел на широкую площадь, вымощенную зеленым стеклом, - станцию Экватор. Около пешеходного моста, перекинутого над сизыми плоскими кронами атласских кедров, возвышалась пирамида из белого фарфоровидного аплита с реки Луалабы. На ее усеченной верхушке стояло изваяние человека в рабочем комбинезоне эры Разобщенного Мира. В правой руке он держал молоток, левой высоко поднимал вверх, в бледное экваториальное небо, сверкающий шар с четырьмя отростками передающих антенн. Это был памятник создателям первых искусственных спутников Земли, совершившим этот подвиг труда, изобретательности, отваги. Все тело человека, откинувшегося назад и как бы выталкивающего шар в небо, выражало вдохновенное усилие. Это усилие передавалось ему от фигур людей в странных костюмах, окружавших пьедестал у ног изваяния.

Дар Ветер всегда с волнением всматривался в лица скульптур этого памятника. Он знал, что люди, построившие самые первые искусственные спутники и вышедшие на порог космоса, были русскими, то есть тем самым удивительным народом, от которого вел свою родословную Дар Ветер. Народом, сделавшим первые шаги и в строительстве нового общества, и в завоевании космоса..."

Год 1957-й сконцентрировал в себе события эпохального масштаба. Первая публикация романа "Туманность Андромеды", книги русской мечты, советской мечты и общечеловеческой мечты. И как обещание скорого претворения этой мечты в жизнь - окончание периода сталинизма и запуск первого в истории искусственного спутника Земли.

Год 1959-й. Впервые в истории аппарат, созданный руками человека, коснулся поверхности другого небесного тела. 14 сентября советская космическая станция "Луна-2" достигла поверхности Луны и оставила там - где-то между кратерами Архимед, Аристилл и Автолик на восток от моря Дождей - памятный вымпел с изображением герба страны и буквами "СССР".

И, наконец, 1961-й год, первый полёт человека в космос. "Я свободно представляю первого человека, преодолевшего земное притяжение и полетевшего в межпланетное пространство... -Писал когда-то К.Э. Циолковский. - Он русский... По профессии, вероятнее всего, лётчик... У него отвага умная, лишённая дешёвого безрассудства... Представляю его открытое русское лицо, глаза сокола". Сам Юрий Алексеевич Гагарин признавался, какое огромное впечатление оказал на него мир, изображённый Иваном Антоновичем в "Туманности Андромеды" и как эта книга определила его дальнейшую судьбу (то же самое о себе могут сказать очень многие люди).

Пройдут столетия, политическая подоплёка событий и имена политических деятелей будут помнить лишь специалисты-историки, но навсегда останутся в человеческой памяти имена Циолковского, Королёва, Гагарина, Ефремова и страна, открывшая человечеству дорогу в космос. Также, как сегодня все помнят Фернана Магеллана и отважных испанских моряков, впервые обогнувших Земной Шар, а политическую подоплёку событий и имена политических деятелей той поры знают лишь профессионалы.

Пойте, друзья, про выносливость паруса,
Пойте про тех, кто был смел,
Кто прочертил сквозь века в море ярости
Огненный след каравелл.

(Владислав Петрович Крапивин)

Но кроме стремления познавать Непознанное, открывать новые земли и новые миры, у радикального гуманизма - или, проще говоря, веры в Человека - есть вторая составляющая: уверенность в возможности и необходимости создания справедливого общества здесь, на Земле, а не в загробных существованиях. Вернёмся к приведённой в начале цитаты из "Туманности Андромеды": "...Народом, сделавшим первые шаги и в строительстве нового общества, и в завоевании космоса..." И в строительстве нового общества... Безусловно, мне очень горько, что первая попытка создания нового общества в конечном счёте потерпела поражение, а её осуществление не обходилось без ошибок и преступлений, но по масштабам исторического времени это лишь первый блин, всё только начинается, у нас ещё всё впереди. Потому что ход истории можно затормозить, даже надолго (как на Тормансе), но его невозможно остановить.

В завершение - также цитата, из "Лезвия бритвы", Гирин выступает перед индийскими философами: "...Никакая религия или другая идеология не обещает равной жизни на земле каждому человеку - сильному и слабому, гениальному и малоспособному, красивому и некрасивому. Равной со всеми в пользовании всеми благами и красотами жизни теперь же, не в мнимых будущих существованиях, не в загробном мире... Враги наши говорят, что равная жизнь у слабых получается за счет сильных, но ведь в этом суть справедливости коммунизма, так же как и вершин индуизма или философии чистого буддизма. Для этого и надо становиться сильными -чтобы помогать всем людям подниматься на высокий уровень жизни и познания. Разве вы видите здесь какое-нибудь противоречие с знаменитым принципом йоги: 'Оберегай ближнего и дальнего и помогай ему возвыситься'?"