Материалы VIII Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 23 апреля 2005 г.)

Нигора Двуреченская

Эллины в сердце Азии

"Для развития моего самосознания исключительно велико было значение Эллады и эллинской культуры. Ни один народ в мире не выразил себя так полно и свободно в своем искусстве".

И.А.Ефремов

Целью данного сообщения является краткий рассказ об одном малоизвестном широкой общественности археологическом памятнике в Центральной Азии, на территории современного Афганистана, который стал зеркалом, отражающим время столкновения эллинской культуры с культурой народов древней Азии. Это уникальное событие истории - встреча и взаимопроникновение столь далеких ранее культур эллинской, древнеиранской, индийской - стало узловым в одном из самых красивых романов И.А. Ефремова "Таис Афинская".

В рамках задач нашего сборника вначале хотелось бы сказать, что Иван Антонович Ефремов стал одним из немногих писателей XX века, кто смог глубоко и пленительно отразить мир и дух Древней Эллады. В своих произведениях писатель сумел высветить самые ценные, намного опережающие свое историческое время черты этой цивилизации, которые, несомненно, лягут в основу построения мира будущего. Безусловно, к ним относится - мысль о равенстве и разуме всех людей - учение о гомонойе, а также понятие каллокагатия - совершенство телесного сложения и интеллектуально-духовно-нравственного склада, так что наряду с красотой и силой она заключает в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

Но, главное, Иван Антоновичу удалось отразить основу эллинского мировосприятия, где человек достоин уважения, где он может быть равен Богу, где воспеваются его лучшие чувства, мысли и поступки, где жизнь земная со всеми ее противоречиями, трудами и тяготами остается самой притягательной и незаменимой никакими потусторонними посулами. Его герои любят жизнь. Так же, как Ахилл, они могли бы сказать: "С жизнью по мне не сравнится ничто...", "лучше б хотел я живой, как поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать, мертвый". Именно это отношение к жизни как к величайшей ценности заставляло эллинов мыслить сущностным для себя жизнь здесь и теперь. Именно поэтому окружающий мир и сам человек с неиссякаемым богатством его чувств и взаимоотношений с другими людьми становятся центром внимания в эллинском искусстве. Именно, поэтому бесконечно ведется борьба за изменение и улучшение политического и социального устройства общества, рождается уникальное по своей сути общество прямой демократии. Полная отдача сил жизни, ее совершенствованию рождает по отношению к эллинству ощущение, с которым нельзя не согласиться: "Эллада пленяет свежестью и полнотой чувств..." (И.А. Ефремов).

В чем же феномен эллиннства, этой наиболее свободной, открытой и в чем-то очень человечной цивилизации среди всех, что ее окружали и пришли уже после нее? Почему, погибнув, она не стала просто объектом изучения, как цивилизации Нила и Месопотамии, древнего Ирана и Инда, а словно Феникс оживала в последующих эпохах через свои книги, мысли, дух, гимнастику, архитектуру и конечно искусство, принося в те цивилизации, где она возродилась, такое состояние, которое мы сейчас называем термином Возрождение? Время, когда идеалы Эллады, ее философские мысли и этические принципы восстали из небытия темных веков и стали будоражить умы, мгновенно приносило свои плоды в виде небывалого взлета интереса к человеку, природе, наукам.

Почему вся ткань нашей повседневной жизни и сегодня пронизана достижениями именно эллинской культуры? Какие процессы и механизмы были запущены тогда, что именно в Элладе черпают свои истоки большинство современных наук? Почему именно в ней рождены образцы изобразительного искусства, эпоса, мифологии, литературы, ставшие признанным эталоном совершенства классики? И все это богатство кажется неисчерпаемым, Эллада по-прежнему дарит нам новые открытия, вознаграждая поиски отдельных граней ее культуры. Почему века осознанных разрушений носителями иных культур, тысячелетия разрушений природными стихиями не смогли поглотить это наследие и скрыть его величие? Миру известны имена небывалого количества для столь немногочисленного народа выдающихся личностей, героев, которые остаются по сей день, образцом наиболее гармонично развитых людей.

Множество факторов исторических, географических и социально-экономических сплелось и дало этот удивительный феномен в развитии человеческого общества. В отличие от Египта и Ближневосточных цивилизаций, Древней Греции "...открытой, незамкнутой и бедной стране не требовалось такого сложного государства, подчиненного различным запретам и строжайшей регламентации". Вследствие чего, родилась "...первая в истории человечества культура, для которой в период ее расцвета характерно увлечение эмоциональной жизнью человека - гораздо больше в сторону эроса, чем религии..." (И.А. Ефремов).

Обращение к священным для эллина текстам "Илиады" и "Одиссеи" позволяет понять загадку феномена эллинства. Именно с "Илиады" и "Одиссеи" юный эллин начинал свое духовное развитие, свое миропознание и образование. В гомеровском эпосе мы видим источник таких характерных черт эллинской культуры, как стихийный материализм, поэтизация труда и быта, гуманистическая направленность, свобода от мировоззренческой зашоренности, цивилизаторская рефлексирующая направленность, творческое усовершенствование политического и гражданского устройства общества. Вершину гуманизма, отраженную в "Илиаде" и "Одиссее", исследователи эпоса видят в уникальном для мировоззрения древнего человека стремлении преодолеть законы рока и судьбы. Жить вопреки судьбе, которая управляет и богами, - есть высшее проявление героя в гомеровском эпосе. Недаром, именно "Илиаду" Гомера хранил и пронес, как величайшую драгоценность, через все свои походы самый известный герой древней Греции - Александр Македонский. Несомненно рождение из недр мира "Илиады" двух уникальных для древнего мира форм государственного устройства, мировоззрений, этических и нравственных кодексов: спартанской общины и афинской демократии. Черты этих эллинских миров вобрал в себя эллинизм, зародившийся в IV в. до н.э. С походами Александра Македонского полная чаша эллинской цивилизации разлилась почти на всю Ойкумену от Геракловых столбов до Индии. Грандиозное историческое событие - поход Александра Великого, когда предпринимается первая попытка объединить весь мир, - позволяет увидеть нам всю глубину внутренней сущности эллинской культуры.

Хотелось бы показать, какой след оставил приход эллина в далекое сердце Азии. Действительно ли эллинская культура смогла оплодотворить культуры азиатских народов, обогатив и себя синтезом с ними или это лишь миф и декларации антиковедов.

В поисках ответов на эти вопросы сегодня мы можем базироваться в основном на материалах археологических исследований, максимально объективных и свободных от идеологической и политической предвзятости. Не одно поколение ученых исследует вопрос эллинского наследия, в частности, его проникновения в Азию, и лишь небольшую часть мы предлагаем вашему вниманию.

В первой половине XX столетия французскими исследователями и, в частности, А.Фуше проводились поиски памятников археологии эпохи Александра Македонского на территории Афганистана (в древности государство Бактрия). Отчаявшись в своих поисках, А.Фуше скажет, что бактрийская "страна тысячи городов", известная нам по античным источникам, - это лишь "бактрийский мираж". И как это часто бывает в археологии, случай помог расставить все по местам. Афганский монарх, ежегодно выезжающий к северным границам своего государства для охоты на тигра, после удачной охоты по обыкновению своему выезжал на осмотр различных местных достопримечательностей. Встречавший его губернатор Кундузского района заранее подготовился и нашел некое место на слиянии рек Кокча и Аму-Дарья, где из-под земли выглядывали стволы каменных колонн. Афганский король, будучи человеком образованным, увидев памятник и оценив его масштабы, вызвал главу французской археологической делегации, коим являлся на тот момент Д. Шлюмберже.

Так был открыт долгожданный памятник археологии - городской центр эллинистического времени Ай-Ханум. С 1964 по 1978 годы велись его широкомасштабные раскопки. Город состоит из двух частей и расположен на двух уровнях. Верхний город (акрополь) занимает естественный геологический останец с очень крутыми склонами (высота до 60 м), нижний город расположен на речной террасе. Здесь были открыты крупный административный центр с дворцом, героон (часовня, место погребения героя и отправления культа в его честь), театр, гимнасий (греч. обнаженный, высшее учебное заведение - место для гармонического развития и получения образования), палестра (место для спортивной борьбы и упражнений), бассейн, храм с нишами и многие др. монументальные сооружения. Город строился по единому архитектурному плану с использованием новейших строительных технологий начала эллинистической эпохи. Ваятели развернулись во всю мощь своих мечтаний. Место, обладающее от природы мощной фортификацией (обрыв в 60 м позволял обойтись без строительства протяженных мощных крепостных стен), отсутствие ограничений, какие характерны для строительства в рамках старых городов, позволило всей творческой энергии градостроителей сконцентрироваться на самом городе и его отдельных зданиях. Масштабы построек внушают трепет - перистильный (греч. окруженный колоннами) двор родоского типа имел размеры 136,8 х 108,1 м насчитывал четыре портика со 116 колоннами, которые охватывали двор по внутреннему периметру. Гимнасий имел в плане вид квадрата, со стороной в 99,6 м. Грандиозный театр имел 16 уровней, и диаметр его орхестра (круглая площадка для песен и танцев, т.е. сцена) составлял 30 м. Многие постройки украшала монументальная скульптура. К сожалению, до нас она дошла в незначительных фрагментах, которые, однако, свидетельствуют не только о размерах в 2-3 человеческих роста, но и о совершенстве этих произведений искусства, выполненных в чисто греческой реалистической традиции.

Археологам удалось открыть и установить имя основателя города, в честь которого благодарные потомки воздвигли героон. Его звали Киней. Об этом свидетельствует надпись, которая была обнаружена на цоколе здания героона. Надпись принадлежит некому Клеарху (некоторые исследователи считают, что это философ-пифогореец Клеарх из Сол), который посвятил Кинею копии дельфийских афоризмов и максим.

Наблюдения руководителя раскопок П.Бернара за вскрытыми археологическими материалами привели его к мнению, что город был основан во время походов Александра Македонского и назывался, видимо, Александрией Оксианой.

По всей видимости, он строился как крайний восточный фортпост Бактрии, защищающий ее от горцев Бадахшана. Расцвет города приходится на правление Селевка I (323-281 гг. до н.э.). Следующий период активного строительства - первая половина II в. до н.э. - время царствования Деметрия или Евкратида.

Характер планировки города, его архитектурных сооружений, скульптуры, надписей и массы предметов повседневного быта (керамика, монеты) позволил доподлинно установить, что перед нами чисто греческий город, со своим традиционным укладом и культурой. Интересно отметить факт, что в городе имели обращение монеты, чеканенные по образцу афинских бронзовых монет ("сов") с изображением совы на одной из сторон. Также и повседневная посуда не отличалась от посуды, которой пользовались на материковой Греции. Набор блюд здесь новые поселенцы пытались сохранить. В театре ставились произведения выдающихся драматургов. Уникальной является находка папируса с фрагментом сцены одной из несохранившихся драм Еврипида.

Если попытаться воочию представить картину практически моментального вознесения монументальных построек города, то возникший среди гор Гиндукуша в бездонном мареве бактрийского неба город предстанет как сказочный мираж, манящий неизведанным и удивительным. Появление эллинов на бактрийской земле не было однозначным, но одно неоспоримо - оно повлияло на культуру и быт жителей и больших городов, и самых малых поселений. Греки принесли с собой новые технологии, знания, достижения изобразительного искусства. Началось широкое распространение греческого письма, что отразилось в находках не только папирусов с текстами хозяйственного назначения, но и в многочисленных находках остраконов (черепки керамики, которые использовались для письма небольших текстов тушью). То, как обширно, повсеместно и практически одновременно все это распространилось в местной среде, говорит о характере открытого обмена, без элитарной иерархии. Многие достижения были впитаны и синтезированы с собственными наработками. Этот поистине творческий процесс, безусловно, носил обоюдный характер, что археологи отслеживают на сотнях примерах из истории материальной культуры этого периода. Он оставил в культуре Азии неизгладимый отпечаток, овеянный красивыми легендами и поклонением. В памяти азиатских народов имя Александра сохранено по сей день, оно вошло в повседневную жизнь и пользуется огромной популярностью (Искандер "двурогий"), символизируя неутомимость и мужество богоподобного героя, сумевшего впервые объединить мир. Именно объединить, а не только подчинить. Он подкрепил свои завоевания огромными нетленными дарами культуры, которые народы древней Греции смогли к этому времени создать, неутомимым желанием углубить и увековечить в поколениях синтез культур. Достаточно вспомнить бракосочетание греческих воинов и самого Александра с девушками Азии по персидскому закону (более десяти тысяч свадеб и выдающихся полководцев - "друзей" Александра, и простых солдат). А тридцать тысяч персидских юношей, вошедших в возраст "потомков", которые были взяты на воспитание и обучение в духе эллинской культуры и военного искусства? Нет сомнений, что идеи равенства играли важную роль в политике Александра.

Ни в эпоху могущественного Рима, ни в эпоху других империй (Чингис-хана, Тимура) в др. частях Ойкумены такого сближения и синтеза культур никогда не происходило. Почти полтысячелетия на греческом языке говорило полмира.

Сколь глубоко вошло в культуру Азии эллинское наследие, говорит удивительный пример. В начале XX века А.Фуше обосновал тезис о возникновении иконографического канона Будды под непосредственным влиянием эллинистического искусства. Проводниками этого влияния он считал греков - потомков тех, что оседали в Гандхаре (древняя область на востоке Афганистана и северо-западе Индии) после походов Александра и Селевкидов и во время греко-бактрийской колонизации Индии. По мнению А.Фуше, ваятели приняли за основу образа Будды облик греческого Аполлона с его прекрасным, холодно-правильным лицом, придав ему вместе с тем индианизированные черты. Если вспомнить, что войска Александра вступают в Гандхару в 327 году до н.э., а первые скульптуры гандхарского типа, синтезировавшие лучшие приемы греческих и индийских ваятелей появляются лишь спустя три столетия, в I в. до н.э. - I в н.э. (раннегандхарский этап развития ваяния), то становится очевидным сколь велико, объемно и протяженно во времени было следствие похода Александра.

Еще одним ярким примером этого следствия является важное неканоническое буддийское сочинение "Вопросы царя Милинды" - "Милинда - пандхья", построенное в форме диалогов царя Милинды (отождествленного с греко-индийским царем Менандром) и буддийского монаха Нагасены. В этом произведении обсуждается ряд существенных вопросов буддийской доктрины. Большинство ученых относят этот письменный источник к середине II в. до н.э.

Так перед нами проявляется в широких мазках картина реального воздействия эллинской культуры на жизнь древней Азии. Плоды этого воздействия вскрывают внутреннюю глубоко человечную суть основ эллинского мироощущения.

В заключение, хотелось бы отметить, что перечисленные основы эллинской цивилизации, такие как величайшая ценность жизни, стремление деятельно жить здесь и теперь, вера в безграничные возможности человека, вознесение его вровень с богами, воспевание его героических качеств - это то, что, безусловно, ляжет в основу мироустройства будущего справедливого мира - мира без отчуждения человека человеком - мира коммунизма. И только в таком контексте можно понять столь гармоничное сочетание основных тем в творчестве Ивана Антоновича: темы борьбы и труда, красоты и мира мечты. Об этом мире мечтал, ради этого мира жил и творил великий коммунист XX века Иван Антонович Ефремов.

Список литературы:

1. Илиада, песнь IX, строки 401-409.

2. Одиссея, песнь XI, строки 486-491.

3. Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; он же. Гомеровский эпос. М., 1986; Сахарный Н.А. ""Илиада" - разыскания в области смысла и стиля гомеровской поэмы". Архангельск, 1957; Ярхо В.Н. Истоки древнегреческой литературы // В кн.: Греческая литература архаического периода. М., 1983; Шталь И.В. Художественный мир гомеровского эпоса. М., 1983; Гордезиани Р.В. Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси, 1978; Willims P. Бессмертие души и загробная жизнь в произведениях Гомера // Гимназия. 1892. №1. и мн. др.

4. Арриан. Поход Александра. Книга седьмая, 4,7. М., 1993, с.222-224.