Материалы VIII Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 23 апреля 2005 г.)

Иван Цыбин

Кризисные ситуации в обществе Будущего

Иван Ефремов. Писатель-фантаст, провозвестник: Ни при жизни, ни в годы "перестройки", когда под лозунгом "гласности" его книги издавались массовыми тиражами, творчество Ивана Ефремова не было должным образом воспринято. Иван Ефремов в первую очередь - инженер человеческих душ. Инженер человеческого общества как совокупности отдельных душ. Главный результат его литературного творчества, вышедшего за рамки научной фантастики, - достаточно полная модель общества Будущего. Того самого общества, в котором на самом деле осуществлены декларируемые принципы Свободы, Равенства и Братства, в котором стали ненужными церковные заповеди.

В этом исследовании рассмотрено одно из основных условий устойчивости коммунистического общества - а именно способность противостоять катастрофическим ситуациям и восстанавливаться после них.

Общество, цивилизация представляет собой совокупность людей, их взаимоотношений, устремлений и желаний, и всего, чем люди владеют - материальных и нематериальных богатств. Основу, базис, составляют не только материальные блага, необходимые для поддержания жизнедеятельности и удовлетворения основных потребностей, и способ их распределения. Вторая составляющая основы коммунистического общества, в отличие от общества эксплуататорского - это свободная воля людей, осознанный выбор такой структуры, принципов её построения и существования, основных понятий свободы, чести, справедливости.

Устойчивость любой системы определяется её способностью возвращаться в исходное состояние после любого воздействия, нарушающего состояние покоя. Но состояние "покоя" для такой системы, как человеческое общество - это движение. Поступательное непрерывное развитие. Сохранение Опыта и Творчество - создание и опробование Нового - будь то способы взаимоотношений, улучшение физического состояния или изменение мотивации поведения людей. Каждое сколько-нибудь масштабное событие оставляет след - общество становится иным. Меняются люди. Меняются их взгляды, стереотипы мышления. Меняются приоритеты.

Может измениться само понятие "развитие". Улучшение или ухудшение качества жизни зависит от потребностей людей, установленных ими самим целей.

Отличительной чертой коммунистического общества, общества подлинной свободы, является потребность каждого человека осуществлять своё право свободного выбора, право созидать, и, соответственно, потребность в необходимых для этого знаниях и навыках, а так же потребность в адекватном восприятии своей личности. "...эти люди полны беспечной веселости, порожденной не легкомыслием и невежеством, а сознанием собственной силы и неослабной заботы всего человечества. Простота и искренность землян основывались на глубочайшем сознании ответственности за каждый поступок и на тонкой гармонии индивидуальности, усилиями тысяч поколений приведенной в соответствие с обществом и природой".

"... - А из чего оно складывается, ваше счастье?
- Из удобной, спокойной и свободной жизни, с одной стороны. А также из строжайшей самодисциплины, вечной неудовлетворенности, стремления украсить жизнь, расширить познание, раздвинуть пределы мира".

Научная фантастика? Science fiction? Фикция?

Вот что писал в своей книге "Погоня за мыслью" Владимир Леви, кандидат медицинских наук, психофизиолог:

"Мне кажется, что уже сейчас можно различить черты Homo Sapientissimus, разбросанные по лучшим людям земли. Я вижу в нем совесть Альберта Швейцера, волю Дзержинского, воображение Александра Грина, утонченность Блока, глубину Руссо, искрящееся остроумие Марка Твена. Пульсирующий энтузиазм поэта сочетается в нем с отточенной трезвостью аналитика, темперамент южанина заключен в оправу северной сдержанности.

Он неистощимо разнообразен, всегда неожидан, с несравненным, данным теперь лишь немногим из нас чувством меры. ...

Самодисциплина стала потребностью, но сколько в ней живости, гибкости и свободы! : Во время самой работы ему доступны недостижимые для нас степени напряжения. Здесь те великие муки, которые рождают великие наслаждения. Вместе с невероятным напряжением здесь невероятная, горьковская "радость Желать".

... Антипатию заменяет вовремя включающийся холодный рассудок. У него нет потребности к самоутверждению в глазах других, ему вполне достаточно "радости делать". Но нет и чрезмерной скромности, потому что это всего-навсего уважение к чужой зависти.

... Перед ним открываются новые измерения мира, новые измерения мысли, он обретает иное, не представимое ныне нами существование".

Книга "Погоня за мыслью" написана спустя десять лет после выхода в свет "Туманности Андромеды", дав строго научное подтверждение идеям Писателя.

Оценка труда Писателя как "фикции" есть попытка вызвать несерьёзное отношение к нему и тем самым оправдать свое собственное нежелание развиваться? Желание утонуть в "простом" счастье, не отдавая себе отчета, что это сродни наркотическому дурману, что на самом деле это - оправдание лени и страха, боязни взять на себя ответственность и действовать?

Роман "Туманность Андромеды" - больше, чем литература, и совсем не Science fiction. Это живая модель общества Будущего, научный прогноз и довольно обширный мысленный эксперимент. Эксперимент, доказывающий возможность существования такого общества и описывающий необходимые для этого условия. Правда, давший весьма неудобные результаты. Неудобные для многих людей, стремящихся к Власти, власти в доступных им масштабах.

Какая ситуация может представлять наибольшую трудность для общества людей Будущего? Что может сбить это общество с медленного, тщательно рассчитанного поступательного развития?

Всепланетный природный катаклизм? Но катаклизм уничтожит только материальные блага. Останутся накопленные знания, останутся люди. Дав повод для напряжения физических сил, он не создаст условий именно духовного поиска. Те проблемы взаимоотношений, что буквально раздирают наше человечество на нынешнем этапе развития, к тому времени будут решены.

Нападение инопланетных захватчиков?

Ефремов утверждает веру в торжество разума. Агрессивная, захватническая цивилизация, культивирующая Инферно, пребывает в долгой мучительной агонии и завершает своё существование САМОуничтожением. Пример из истории - древний Рим. Такая цивилизация либо изменится, либо уничтожит себя раньше, чем достигнет космических масштабов.

Появление агрессивной группы людей на самой Земле?

Такие люди окажутся в изоляции, как Бет Лон. Тупая злоба, эгоизм не найдут даже пассивной поддержки, как это бывает сейчас, равнодушных и трусливых людей.

Ситуация, созданная сложными, неоднозначно оцениваемыми действиями одного или нескольких человек, вызывающая серьёзные разногласия в оценке происшедшего, действия - проявления свободной воли, которую невозможно предсказать и, тем более, как-то направить. Ситуация, требующая оценки действий человека и, главное, принятия решения о возможных ограничениях для этого человека, о недоверии. Именно такой пример избрал для своей модели Иван Ефремов.

В описании Тибетского опыта Мвена Маса основное содержание дано в последующих главах. Яркая картина разрушения опытной установки и спутника - второстепенный элемент, только дающий логическую основу для построения характеров героев, моделирования взаимоотношений. Именно это и является одним из главных элементов романа. Ефремов даёт целостную, стройную и совершенно непривычную схему взаимоотношений.

Главный принцип - не эфемерные "законные права", а ценность самого человека, его личности, принцип веры в Человека, в его светлое начало. Принцип восприятия Человека как Человека соборного, для которого счастье других людей, всего человечества и есть самый сокровенный личный интерес.

"Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя" (Ленин). Окружающие и далёкие люди влияют на характер каждого человека, в какой-то мере формируют его. И не последнюю роль в этом играет субъективное восприятие человека обществом, обществом, и, значит, конкретными людьми. Человек становится таким, каким его представляют и хотят видеть окружающие. Люди хотят, чтобы Мвен Мас, даже несмотря на его действия, был учёным, работающим на благо людей - и вместо преодоления сопротивления, непонимания, недоверия ему остаётся спокойно делать выбранное им дело.

Только Пур Хисс, выбранный автором как альтернатива, как реликт старого, ставит под сомнение слова Мвена Маса о мотивах его поступка, утверждает мысль об эгоизме. На самом деле Пур Хисс, обвиняя Мвена Маса, излагает описание своей собственной глубинной сущности, пользуясь случаем, пытается найти оправдание своего эгоизма. "Во всем облике Пур Хисса появилось злобное торжество". Кажется, даже чувство стиля изменяет Ефремову в эпизоде выступления Пур Хисса, из простого язык повествования становится примитивным. Образ Пур Хисса не карикатурный, не страшный - никакой. Высказывания персонажа искусственно вставлен в сцену для сравнения с Прошлым. "Его взгляды на тайные мотивы поступков относят нас ко времени Темных веков", - говорит Эвда Наль.

Вот она, вторая основа коммунистического общества. Восприятие человека как эгоиста, поиск тайных корыстных мотивов, если они не высказаны явно, и, соответственно, отвержение всего светлого, всего самого лучшего что говорит и делает человек - в безвозвратно ушедшем прошлом. Увидеть, найти в человеке самое лучшее и принять как бесценное богатство - отношение Общества к Человеку. "Несомненно, что опыт Рен Боза поведет к триггерной реакции - вспышке важнейших открытий. Мне он представляется ведущим к прежде недоступным далям науки".

С буржуазных позиций, отношений обмена и вымогательства, это трудно понять. Подведение баланса, кто кому чего должен, в обществе Будущего - анахронизм, предмет исследований историков. На Совете Звездоплавания рассматривается вопрос о материальном ущербе - только для того, чтобы наиболее эффективно восполнить потери. Никому не приходит в голову предъявить Мвену Масу какой-то счёт или вычислить, сколько и чего будет "справедливо" у него отнять. Вместо этого - другой критерий. "...Посмотрим на поступок Мвена Маса и Рен Боза, взяв главным критерием счастье человечества. Прежде люди часто не умели взвесить реальную ценность своих дел и сопоставить ее с вредной оборотной стороной, которой неизбежно обладает каждое действие, каждое мероприятие. Мы давно избавились от этого и можем говорить лишь о действительном значении поступков". Иван Ефремов устами своей героини Эвды Наль указывает на одну из первейших задач общественных наук - разработку и принятие критерия оценки поступков, дел и событий. И в то же время на недопустимость упрощения.

Происходящее на Совете Звездоплавания - совсем не суд, хотя Ефремов и употребляет это слово. Употребляет потому, что других слов в нашем языке пока нет, потому что большинству людей очень трудно понять и страшно представить, как можно обойтись без суда, без акта устрашения, наказания и назидания.

"Палач остановился в нерешительности.
Тогда с вершины башни раздался властный голос, и все услышали зловещие слова, как тихо ни были они произнесены:
- Пусть исполнится закон". (В.Гюго. "Девяносто третий год").

Гильотина, длительные мучения, издевательство, или "гуманный" тотальный контроль, лишение возможности жить и развиваться. Кара. В ответ на Зло - умножение Зла. Страх, боязнь сделать иначе. Невозможность сделать иначе. Эгоиста может удержать от преступления только страх. От произвола может удержать только диктатура. Диктатура Закона, карающего по примитивной программе. В результате люди погрязают в бесконечных разбирательствах, условием выживания становится постоянная защита самого себя, своих интересов и борьба против всех. В том числе и тогда, когда силы и время нужны совсем для другого.

"...Дар Ветер - он назначен строить новый спутник, и в этом его помощь Мвену Масу. Я не ошибусь, если скажу вам твердо: поезжайте к нему, не требуя от него ничего, даже ласкового взгляда, никаких планов на будущее, никакой любви. Только поддержите его, посейте в нем сомнение в собственной правоте и тогда верните в наш мир", - советует Эвда Наль Чаре Нанди. Ответственность всех людей за одного, ответственность не в смысле разделения тяжести наказания. Наказание как средство, умножающее Зло, исключено из жизни. Ответственность в смысле понимания состояния человека и взаимопомощи. Ответственность - тщательное планирование любого действия, чтобы не допустить умножения суммы страданий. Все силы направляются на выполнение приоритетной задачи. В момент высшего напряжения сил каждый человек получает мощную поддержку.

Но:

"Правда, Мвена Маса не увенчали как героя, на что в самых сокровенных мечтах надеялась Чара". Почему? "Ежегодно, - говорил он (Рен Боз. - И.Ц.), - ставятся менее важные опыты, иногда кончающиеся трагически. Наука - борьба за счастье человечества - так же требует жертв, как и всякая другая борьба. Трусам, очень берегущим себя, не даются полнота и радость жизни, а ученым - крупные шаги вперед..."

"...В социологии и психологии долгое время считалось, что наличие противоречий и тем более конфликтов как в межчеловеческих взаимоотношениях, так и во внутреннем мире человека, - это проблема, требующая разрешения, или недостаток, с которым требуется решительно и бескомпромиссно бороться. Миссия социологии долгое время виделась в нахождении пути движения общества к бесконфликтному <гармоничному> состоянию, а миссия психологии - в нахождении методов помощи человеку в разрешении всех внутренних конфликтов. Если в XIX веке против таких представлений выступали лишь некоторые философы и поэты, например И.-В. Гете, то в последние 15 - 20 лет в синергетике и теории систем было доказано, что наличие противоречий является естественным источником развития и человека и общества, которое осуществляется через возникновение и разрешение конфликтных ситуаций" (Е.Е. Вахромов. "РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА В КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ: НЕКОТОРЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ").

Развитие системы должно состоять из череды медленных, постепенных этапов и революционных скачков. Иначе - стерильное существование, потеря смысла, смерть.

Парадокс в том, что общество Будущего сможет моделировать и предупреждать большинство кризисных явлений в самом зародыше. Для моделирования, логического обоснования ситуации Ивану Ефремову пришлось поступиться одним из основных принципов своего творчества - принципом научности.

Рассмотрим опыт Мвена Маса с инженерной точки зрения.

Мвен Мас и его товарищи видят небольшой участок планеты звезды Эпсилон Тукана, небольшую беседку и сидящую красную женщину. Прямой Луч для этого нужно навести с точностью в пределах 1-2 метра и удержать все время контакта. Иначе красная женщина просто ушла бы из поля зрения.

Предположим, что зеркало спутника 57 имеет диаметр 20 метров, соответственно радиус 10 метров.

Поворот зеркала относительно неподвижной середины, при котором край отклоняется всего на 1 десятую миллиметра (10-4 м) вызовет отклонение Прямого Луча на расстоянии 1 световой год (9,46*1012 км = 9,46*1015 м) "всего лишь" на 10-4*9,46*1015/10 = 9,46*1015-4-1 м = 9,46*1010 м = 9,46*107 км - в 120 раз больше среднего диаметра орбиты Луны (7,7*105км)! А для того, чтобы отклонение было в заданных пределах (1 м), необходимо выдерживать положения зеркала с точностью 10/9,46*1015 м = 1,06*10-15 м - сопоставимо с диаметром даже не атома, а самой маленькой элементарной частицы - электрона! С учетом того, что спутник движется, а его отдельные части колеблются, такую точность выдержать в принципе невозможно.

Описание катастрофы не оставляет сомнений в том, что установка Кора Юлла взрывается от перегрева воздуха. Гигантская энергия, поток электромагнитных волн, сконцентрированных в узкой области пространства нагревают воздух так, что тепло не успевает отводиться и расширение раскаленного воздуха вызывает ударную волну, которая сносит ближайшую гору. Но если Рен Боз при проектировании опыта "забыл" учесть огромные потери на нагрев воздуха, то установка просто не должна была заработать в заданном режиме - не хватило бы энергии!

Создавая образ, писатель делает Выбор.

Открывая книгу, воспринимая прочитанное, Выбор делает читатель.

И только от самого читателя зависит, что увидит он в характерах Мвена масса и Рена Боза, в занимательном и красочном описании их опыта.

Будет ли это попытка найти эгоистические мотивы в поведении героев, подобно тому, как поступает Пур Хисс, и тем самым найти оправдание собственной безответственности и лени, рабское осуждение идеи коммунистического общества.

Или понимание глубинного замысла Автора и описание неудачного опыта станет предостережением от принятия поспешных решений, от слепого следования за выбранным фетишем, от попыток уйти от ответственности путем примитивного отказа, запрета.

Главная мысль всего творчества Ивана Ефремова - необходимость осознанного Выбора большинством людей идеи братской любви и взаимопомощи, приоритета интересов человечества при ответственности общества за каждого человека. За свою планету. За тех, кто, не обладая разумом, живёт по законам Дарвиновского естественного отбора. За совместный выход из Круга Инферно, порочного круга умножения Зла, и установления нового закона жизни - для тех, кто сможет и захочет его принять.

Только такое общество, общество людей, сделавших такой выбор, может быть уверено в способности предотвратить любую катастрофу, с честью выдержать любое испытание.