Материалы X Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 21-22 апреля 2007 г.)

Татьяна Смирнова

"Я работаю для будущих людей..."
Наследие Нади Рушевой

"Мне кажется, что рисовать (сам я очень плохо умею) - это замечательный дар, много помогающий жить, и его надо развивать...

Если искусство перестаёт быть собиранием красоты - то на чёрта оно нужно?"

И.А.Ефремов, из письма начинающей художнице Гале Яремчук


...Недетский почерк детского рисунка.
Пера разбег - как будто взмах крыла.
Певучих линий тоненькие струнки
Звенят, срываясь с кончика пера.

Вальсирует свободно по паркету
Листа рука. Душе дар богом дан
Провидеть. Проступают силуэты
Сквозь плотный белый ватмана туман.

И очертанья чудного мгновенья
Встают из пепла, возвещая вновь,
Что живы божество и вдохновенье...
И вечны жизнь, и слёзы, и любовь...

...Нам сквозь туман неверья и сомнений,
Из тайников бессмертного вчера,
Протягивает вечно юный гений
Нить Ариадны с кончика пера...

Татьяна Смирнова

Я хочу рассказать вам о человеке, для которого нынешний год - тоже юбилейный, как и для Ивана Антоновича - героине моего рассказа 31 января этого года исполнилось бы 55 лет. О человеке, именем которого, как и именем И.А. Ефремова, названа планета - малая планета №3516, открытая в 1982 году крымскими астрономами, носит имя Нади Рушевой. О человеке, жизненным девизом которого, сформулированным в 15 лет в письме артековскому другу, было: "Если хочешь, чтобы они немного потлели - гори дотла сам. Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя".

Мой сегодняшний рассказ - о художнице, рисунок которой первым в истории совершил путешествие в космическом пространстве: в 1975 году космонавт Георгий Гречко взял с собой на околоземную орбиту рисунок Нади "Мальчиш-Кибальчиш" и во время телесеанса с Землёй показал его миру.

О художнице, прожившей всего 17 лет (1952-1969 гг.), но оставившей после себя целую Вселенную из более чем 10 тыс. рисунков - рисунков прекрасных и одухотворённых, столь созвучных миру ефремовского будущего и его пониманию роли искусства как "собирания красоты".

Уникальность её рисунков в том, что героями подавляющего большинства из них являются герои мировой и русской классической литературы, истории, культуры. С пером в руке она прочитала античные мифы, Шекспира, Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева, Экзюпери, Булгакова, Блока, Гюго, Грина, Диккенса, Байрона, Рабле и многих других. Она рисовала по воображению, смело входя в золотоносные пласты человеческой культуры и чутко угадывая сквозь толщу столетий тот наиболее лаконичный и соответсвующий характеру героя, атмосфере места и времени образ, который потом будет безошибочно узнаваться теми, кто будет смотреть её рисунки: вот это - вне сомнений - Наташа Ростова, это - Булгаковский Мастер, это - юный Пушкин, это - Офелия, это - Маленький Принц...

Её называли "Моцартом рисунка", а академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал о творениях художницы так:

"Это кристаллизация чистоты духа. Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Не в технической виртуозности суть, а в талантливости её личности.

...Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа. Она работала почти с отчаянием, стремясь сказать людям как можно больше: о балете, об античности, о Шекспире, Пушкине, Лермонтове, Толстом, Тургеневе, Экзюпери и, наконец, о "Мастере и Маргарите" Булгакова. Последние рисунки особенно поражают. Откуда у 16-летней девочки знание людей, эпох? Это загадка, которая никогда не будет разгадана".

Ещё одной уникальной особенностью Надиных рисунков была сама по себе техника их исполнения. Надя не пользовалась карандашом и стирательной резинкой, не намечала предварительных линий будущего рисунка - линия её всегда была единична и окончательна, и материал, которым чаще всего работала Надя, не терпел поправок и соответствовал её удивительной способности к безошибочной импровизации - тушь, перо, фломастер, лишь изредка подцвеченные пастелью или акварелью. Сама Надя говорила так: "Я вижу, как на бумаге проступают контуры будущего рисунка - мне остаётся только обвести их фломастером". Но прежде чем создать такую вот артистически законченную импровизацию, Надя много работала по погружению в тот мир, в тот исторический или культурный пласт, живой пульс которого она позже отобразит в своём рисунке.

Её первая персональная выставка в редакции журнала "Юность" состоялась, когда Наде было 12. А в 16 лет она стала первым иллюстратором такого сложнейшего многопластового философского романа как "Мастер и Маргарита" Булгакова, и её иллюстрации высоко оценили Елена Сергеевна Булгакова и Дмитрий Сергеевич Лихачёв. В это же время известный пушкинист А.И. Гессен попросил Надю дорисовать то, что мог бы в лицейские годы нарисовать Александр Сергеевич Пушкин. Гессен готовил к изданию свою книгу о Пушкине "Жизнь поэта", которая была задумана с иллюстрациями самого поэта, но для главы "Лицейский Парнас" иллюстраций не было - в детские и лицейские годы Пушкин почти не рисовал, точнее, его лицейские черновые рукописи не сохранились. Наде Рушевой было предложено заполнить этот пробел, и она блестяще с поставленной задачей справилась, создав серию рисунков, дополнивших прекрасный цикл "Пушкиниана", которому прямая дорога в нынешние школы, на уроки литературы, истории, МХК - как и многим другим Надиным рисункам - например, целой серии, посвящённой Античности, её эпосу и истории. Тем более, что сама Надя говорила в ту пору: "Я работаю для будущих людей". Т.е. для нас с вами, наших детей.

Но увы, её наследие в последние десятилетия было практически забыто, рисунки пылились в архивах крупных музеев, не выходя к зрителю нового поколения, альбомы графики не переиздавались, выставок практически не организовывалось. Только в последние годы, благодаря активной деятельности группы энтузиастов и работе Музея Нади Рушевой в 470-й школе г.Москвы, где когда-то училась девочка, одухотворённое искусство Нади потихоньку находит своего нового зрителя. В интернете созданы посвящённые ей сайты и галереи, за последний год вышло несколько статей о Наде в различных изданиях, снят новый фильм, а главное - вышла в свет книга воспоминаний Николая Константиновича Рушева, Надиного отца, рукопись которой долгие годы лежала в архивах Пушкинского дома. Имя Нади возвращается к людям. Но работы на этом пути ещё очень и очень много.

Наследие Надежды Рушевой не исчерпывается только её рисунками. В Пушкинском доме в Петербурге хранятся её письма и дневники, которые тоже ждут своего юного читателя. С их страниц смотрит на нас человек вдумчивый и пытливый, много работающий над собой, стремящийся жить не зря, старающийся действенно что-то менять в окружающем его мире.

"Многие часы проводила Надя за книгами и альбомами по истории культуры, в музеях и картинных галереях. Особенно любила художников Возрождения - Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Микеланджело. У великих предшественников она училась умению извлекать и запечатлевать красоту. И когда обнаружилось, что ее одноклассники равнодушны к искусству, она брала на себя обязанность полпреда прекрасного: проводила беседы, выпускала едкую стенгазету, делала рисунки для школьных вечеров, "вытаскивала" учеников в Музей изобразительных искусств. Приобщала сверстников к классике как могла.

Зачем ей нужно было еще и это - общественная работа, внеклассная нагрузка, морока с ребятами, лишенными широких интересов? Самой Наде каждая возможность такого просветительства не казалась обременительной. Она искренне удивлялась чудакам-одноклассникам, которые живут в Москве и не пользуются ее художественными богатствами. Чтобы расшевелить инертных, помочь им почувствовать высокое предназначение человека, она, в сущности, и трудилась в искусстве не покладая рук. Афористически выразив свое отношение к ленивым и равнодушным душой: "Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори до тла сам: Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя""
(В. Щепкин).

Почему именно здесь, на Ефремовских чтениях, в Ефремовском пространстве звучит сегодня имя Нади?

Ефремовские чтения - то пространство, в котором собираются люди, плодотворно ориентированные на будущее, на воспитание человека цельного (человека-акмэ, о котором рассказывала на прошлых чтениях педагог из Соснового Бора Ирина Горина), впитавшего в себя духовный опыт человечества предыдущих поколений, деятельно творящего и познающего, прокладывающего новые пути, меняющего мир вокруг себя.

Опыт семьи Рушевых - опыт осознанного воспитания такого человека. Надя - не вундеркинд-вспышка. Искра дара божьего, который был ей от рождения дан (как дан он в той или иной степени многим детям), сознательно и бережно разжигалась родителями и наставниками в творческое пламя, пламя духа, которым уже сама Надя сознательно освещала пространство вокруг себя: "Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам. Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя".

Надя - человек "ефремовского" будущего. В ней как бы воплотилась идея ещё одного замечательного философа-гуманиста советского времени Евгения Богата о "вечном человеке": впитав в себя духовный опыт человечества прошлого (от первых наскальных рисунков на стенах пещер до пушкинских - на полях рукописей, от светлых образов античной мифологии и строк Шекспировских трагедий до страшного опыта Освенцима), обладая способностями прямого луча - она устремилась в будущее и, прожив всего 17 лет, успела сказать этому будущему многое.

В прошлом году на чтениях было много педагогов, не теоретически, а практически работающих с детьми и делившихся своим опытом этой работы, опытом воспитания нового поколения в духе гармонии, человечности, в духе ефремовского будущего. Это трудно в нашем инфернальном мире. И любое подспорье (такое как опыт Рушевых и творческое наследие Нади, её одухотворённые рисунки) тут ценны.

"Во все времена настоящая литература и искусство дарили людям не только эстетическое наслаждение, но и помогали развитию духа, способности мыслить, постигать общечеловеческие ценности, имели глубокое положительное воздействие на души человеческие.

Творчество Надежды Рушевой - несомненно, один из лучших таких образцов. Своей одухотворенностью и глубиной проникновения в суть вещей в сочетании с детской открытостью, легкостью, непосредственностью она помогает душе не потеряться в этом жестоком мире, а обрести свой собственный путь и смысл жизни"
(Ирина Бахвалова).

За два последних года, рассказывая о Наде новому поколению юных, в руках которого, собственно, будущее нашего мира, будущее Земли, я не раз и не два слышала от впервые открывших для себя имя и творчество Нади Рушевой подростков слова о том, что эти рисунки, пример этой судьбы вдохновляют их на духовный и творческий поиск.

Вышедшая же недавно книга Николая Константиновича "может стать хорошим помощником и ориентиром в деле воспитания и образования, самовоспитания и самообразования молодежи нашей страны, оказавшейся на новом историческом перепутье перед выбором между миром высокой культуры и творчества, и миром потребительства и бездуховности - чуждыми традициям российского народа" (директор Государственного музея А.С.Пушкина Е.А. Богатырёв").

А ещё я подумала... Нет, не подумала даже - просто пофантазировала... Конечно, об этом не имеет смысла гадать - история не знает сослагательного наклонения - но можно разрешить себе пофантазировать. О том, какие иллюстрации к книгам Ефремова создала бы Надя, став старше. А она бы без сомнения в своём жадном духовном поиске пришла бы к ним, к этим книгам, прочла бы их с пером в руке - эти 2 потока не могли бы не встретиться. Зная о любви Нади к античным мотивам и о её способности проникать зорким взглядом художника в суть любого времени и пространства, представляю, какими могли бы быть её иллюстрации к "Таис Афинской"... Вспоминая цикл "Героини", посвящённый отважным женщинам, сказавшим своё слово в истории, таким как Жанна д'Арк, представляю, какими она нарисовала бы героинь будущего - Веду Конг, Чеди Даан, Фай Родис... Как показала бы танец Оллы Дез - с её умением схватить одновременно динамику движения и певучую красоту женской пластики.

К сожалению, Наде не дано было вырасти и стать книжным графиком, судьбу которого пророчили талантливой девочке все окружающие (правда, сама она мечтала стать художником-мультипликатором и рисовать мультфильмы для детей).

Надя навсегда осталась 17-летней, юной. В 17 лет, заканчивая 10-й, выпускной класс, она, собираясь утром в школу, нагнулась завязать ботинок и потеряла сознание. Не приходя в сознание через 5 часов она умерла от кровоизлияния в мозг - у Нади, здоровой, полной внутренних сил и планов девушки, оказался врождённый дефект сосуда головного мозга, о котором никто не знал.

Она ушла из жизни, но не умерла. Потому что человек, который подарил людям часть своей души, своего таланта, оставил после себя огромное творческое наследие - не умирает никогда. Он продолжает жить в том, что создал и в тех, кого изменило и окрылило созданное им.

"Бытие цельное, прожитое на одном дыхании, отданное высокой цели, закономерно становится звездным знаком в движении многих судеб" (Владимир Киселёв).


Для подготовки выступления использовались материалы с сайта школьного Мемориального музея Нади Рушевой "Надежда есть": http://www.rusheva.com (здесь можно увидеть Надины рисунки и узнать много интересного о жизни Нади, её семье и её творчестве) и интернет-сообщества "Вселенная Нади Рушевой": http://community.livejournal.com/nadja_rusheva/.

"Мир Нади Рушевой" - галерея на сайте "Нооген"