Материалы IX Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 22 апреля 2006 г.)

Вера ГРИГОРЬЕВА,
детский психолог, Москва

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ И.А.ЕФРЕМОВА И В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема обучения и воспитания является актуальной для любого общества, которое хочет развиваться в лучшую сторону. От того, как и кого мы воспитаем, зависит то, по какому пути мы пойдем.

В творчестве писателей-фантастов, пожалуй, не стоит искать прямых указаний и рецептов, все же это художественная литература, а не учебник или научная монография. Скорее хороший писатель сможет показать, как будут выглядеть в реальной жизни воплощения каких-то идей и те или иные системы. Мы сможем увидеть целостную картину мира, а не отдельные исследования, посмотреть на проблему с новой точки зрения, увидеть путь дальнейшего развития исследований и развития.

В романах "Туманность Андромеды" и, частично, "Час Быка" И.А. Ефремов излагает свои взгляды на то, какой может быть система воспитания и обучения в будущем. Для чего они могут пригодиться нам на практике?

Во-первых, мы можем оценить, насколько наши взгляды и представления подходят для будущего, не являются ли они пережитками и предрассудками прошлого, базируются ли они на четком осознании реальности или же основаны на неосознанных внушенных кем-то схемах. Во-вторых, взгляд на проблему в целом позволяет увидеть и понять, что мы уже знаем о человеке, его развитии и воспитании, а где у нас имеются явные пробелы. В-третьих, что-то мы уже можем взять на вооружение и применить на практике.

Насколько верными являются мысли, изложенные в творчестве И.А. Ефремова, можно оценить с различных точек зрения. Мы попытаемся это сделать с позиции некоторых данных современной психологии, хотя неизбежно придется затронуть определенные этико-философские вопросы.

Мы рассмотрим лишь некоторые аспекты проблемы воспитания и обучения. Так, прежде всего необходимо оценить, насколько способствует такой подход не только развитию каждого на благо всего общества, но и психическому благополучию и здоровью. Далее, это проблема соотношения в обучении интеллектуального и ценностного моментов. И, наконец, наиболее сложная проблема: воспитание ребенка в семье и вне ее, специально обученными людьми в особых условиях.

Оценка психического благополучия и здоровья включает в себя всестороннее сложное исследование личности. Понятно, что выдуманного персонажа фантастического романа обследовать не представляется возможности. Однако можно судить по целому ряду косвенных признаков. Мы попытаемся это сделать, используя теории базовых потребностей человека. Прежде всего это знаменитая иерархия потребностей А. Маслоу. Он разделил все человеческие потребности на дефицитарные и потребности роста. К первой группе относятся те потребности, которые возникают из-за нехватки чего-то жизненно важного. Ликвидировав дефицит, можно считать, что потребность удовлетворена. Что касается высшей потребности роста - самоактуализации - то она не может быть удовлетворена в принципе. Мы реализуем заложенный в нас потенциал, раскрываем и развиваем свои возможности, растем над собой - и чем большего достигаем, тем шире перспектива дальнейшего развития. По мнению Маслоу, здоровой можно считать ту личность, у которой в необходимой степени удовлетворены дефицитарные потребности (или есть опыт их удовлетворения), и которая является самоактуализирующейся. Предпосылкой удовлетворения потребностей считаются различные проявления свободы - свобода слова, передвижения, самовыражения, поиска и получения информации и т.п. Если мы обратимся к описанию жизни подрастающего поколения в "Туманности Андромеды" и "Часе Быка", то поймем, что у детей она есть. Дети не боятся высказывать свою точку зрения, имеют доступ практически к любой информации, могут достаточно свободно передвигаться по Земле. Частично это обусловлена особенностями общества в целом, частично - образовательной системой. Что касается удовлетворения дефицитарных потребностей (физиологических, в безопасности, любви и принятии), то они удовлетворены на очень хорошем уровне. Это связано не только с отсутствием голода или войн, но и с особым отношением к детям. Мир для них безопасен потому, что они не встречают равнодушия, насмешки или непонимания. Каждый ответственен за всех, и в то же время эти все могут оказать ему поддержку, помощь, уделить внимание. Потребность в самоактуализации всячески поддерживается учителями, наставниками и товарищами.

В последние годы все большую популярность приобретает более современная и имеющая лучшее экспериментальное обоснование теория Деси и Райана. Они постулируют наличие у человека трех базовых потребностей: в самодетерминации, т.е. автономии, независимости, свободе мыслей, выбора, поступков, в компетентности, т.е. желание делать что-либо как можно лучше и эффективнее, и в аффилиации, т.е. близких отношениях с другими людьми. Удовлетворенность этих потребностей тесно связана с различными аспектами психического благополучия человека. Потребность в самодетерминации - это прежде всего желание самому определять характер своей деятельности, быть хозяином собственной жизни. Обучение, предлагаемое Ефремовым, способствует удовлетворению данной потребности на различных уровнях. Прежде всего это реальный выбор собственной судьбы. Эвда Наль говорит: ": вы сами - творцы своей свободы и интереса своей жизни". Действительно, дети сами выбирают подвиги Геркулеса и дальнейший путь. Это обеспечивается предоставлением максимальной информации и поддержки, а также всесторонним гармоничным развитием интеллекта и чувств. То, что любая работа в почете, обеспечивает независимость решения от моды, престижа или необходимости. Но самодетерминация важна также на микроуровне, в каждодневных поступках. Реа совершенно спокойно пропускает урок труда, когда к ней приезжает мать, а ученики в "Часе Быка" также имеют возможность вместо некоторых занятий поехать к памятнику экипажу "Темного Пламени". Разумеется, высокая сознательность учеников не позволяет, видимо, прогуливать занятия просто из лени. Но сам факт того, что они могут выбирать приоритеты, что программа основана не только на жестких планах, но и на личностном плане учащихся, имеет огромное значение для удовлетворения потребности в самодетерминации. Тесно связана с ней потребность в компетентности. Умение что-либо хорошо делать не появляется просто так, требуется практика. А чем больше видов деятельности освоит человек, тем лучше он поймет, что же ему действительно интересно, и в чем у него наилучшие достижения. У школьников в романах Ефремова есть колоссальные возможности выбора деятельности. Они учатся и самостоятельно мыслить, и исследовать, и заниматься физическим трудом. Подвиги Геркулеса предоставляют молодым людям бесценную возможность попробовать свои силы на практике и определить ту область, которая лучше всего подойдет им. А участие в разнообразных видах деятельности среди взрослых позволяет почувствовать себя компетентным и уверенным в своих силах. И, наконец, третья потребность - потребность в аффилиации - удовлетворяется благодаря общему укладу жизни в обществе. Доброжелательное отношение, внимательность, чуткость и тактичность являются неотъемлемыми и естественными для каждого человека. Ефремов неоднократно подчеркивает, что злая насмешка или не понимание не знакомы детям этого гармоничного общества. Но не только отсутствие негатива, но и деятельное участие в судьбе каждого ребенка тех, кого он встречает на своем пути, помогают почувствовать близкую связь со всеми людьми.

Итак, свобода с осознанной ответственностью за свой выбор, широкие возможности и всесторонняя поддержка всеми каждого способствуют развитию здоровой, гармоничной, психически благополучной личности.

Следующий вопрос, который необходимо затронуть - это соотношение интеллектуального и ценностного аспектов в образовании. И.А. Ефремов в романе "Туманность Андромеды" отвечает на этот вопрос так: ": образование: и есть воспитание: только так можно подготовить ребенка к трудному пути человека". По этому поводу существуют разные мнения. Одни психологи выделяют учебную деятельность как усвоение определенного социального опыта, главным образом интеллектуального (Н.Ф. Талызина, Т.В. Габай). Однако многие авторы подчеркивают, что невозможно разделить диалектическое единство ценностного, воспитательного и интеллектуального аспектов обучения (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, И.И. Вартанова, Л.И. Булавинцева и др.). Вспомним "Школу радости" В.А. Сухомлинского. Важно не посадить детей за парты и дать им в руки учебники, но предоставить опыт живого общения с природой, когда, одновременно с пробуждением трепетного отношения и восхищения появляется настоящее желание глубоко ее познать. А И.А. Ефремов пишет, что обычно занятия проходят на лужайках под деревьями. Л.И. Булавинцева в рамках диссертационного исследования проводит интереснейшие экскурсии, во время которых студенты учатся не просто наблюдать, понимать и замечать, но и с благоговением относится к природе. А у И.А. Ефремова читаем: "Важнейшая сторона воспитания - это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе - это, собственно, остановка развития человека, так как, разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать". Очень хорошо показана неразрывность личностного отношения к знанию и собственно, способности познавать. Важно не только эмоционально насыщенное отношение к природе, но и к знанию вообще. Только когда оно приобретет личностный смысл, оно станет по-настоящему важным для человека и неотчужденным от него. В лекции учителя истории неразрывно связана ценность познания как памятника героическим усилиям исследователей прошлого и как предпосылки дальнейшего развития всех людей и собственно само знание, информационная и интеллектуальная его составляющие. И вот результат: "Их порозовевшие щеки говорили, насколько они захвачены уроком". И это не выдумка автора. Каждый из нас, кто вспомнит хотя бы одного учителя, который наполнял знание смыслом и делал его живым, поймет, как разительно отличались его объяснения от скупой формулировки правил или перечисления событий. Не только эмпирический опыт, но и экспериментальные исследования показывают, что способность и желание глубоко познавать неразрывно связаны со всеми лучшими ценностями, что есть в человеке. Так, Д.Б. Богоявленская пишет, что те испытуемые, которые в эксперименте проявляли интерес собственно к творческой познавательной деятельности, а не к формальным достижениям, отличались также и альтруистической ориентацией.

Итак, И.А. Ефремов отстаивает положение о  том, что образование - это и есть воспитание. И он наглядно показывает, какими путями на практике это может быть достигнуто.

Перейдем к самому, пожалуй, трудному и спорному аспекту предлагаемого Ефремовым подхода к воспитанию. В уста Веды Конг он вкладывает следующие слова: ": только коллективное воспитание детей специально отобранными и обученными людьми может создать человека нашего общества". В романе "Туманность Андромеды" описана система воспитания, включающая четыре цикла. В школе нулевого цикла присутствуют дети с 1 года. Таким образом, с матерью ребенок остается лишь в первый год своей жизни.

Насколько такой подход оправдан с позиции современной психологии?

О.А. Карабанова, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии МГУ, специалист в области семейных отношений, в интервью сообщила, что в настоящее время все данные говорят о том, что до трех лет ребенка отрывать от матери на длительный срок крайне нежелательно, а в дальнейшем предпочтительна все большая социализация, вовлечение в постепенно расширяющийся круг социальных связей и отношений, однако с сохранением семьи.

Почему ребенку необходимы родители (не важно, родные или приемные), а в первые годы жизни прежде всего мать, и почему нельзя заменить их специально отобранными и обученными людьми? Рассмотрим личностное и когнитивное развитие маленького человека.

Ребенок воспринимает мир и даже самого себя через взаимодействие со значимым взрослым, которым чаще всего в норме является мать. Для устойчивого, непротиворечивого развития восприятия себя и окружающего мира необходимо наличие вполне конкретного человека, образ которого из отдельных кусочков и впечатлений будет складываться в единое целое. От того, каким будет это целостное восприятие, зависит очень многое. С точки зрения психоаналитической теории объектных отношений, оптимальным вариантом является общее положительное восприятие образа матери с органичными вкраплениями в него неизбежных отрицательных черт. Другие варианты могут привести к негармоничному, невротическому развитию личности в дальнейшем. Также важно формирование общего восприятия мира. Если рядом есть близкий человек, наличие и действия которого способствуют восприятию мира как безопасного, надежного, хорошего места существования, то формируется так называемое базовое доверие к миру (теория Э. Эриксона), обеспечивающее дальнейшей полноценное развитие личности. А по данным Дж. Боулби, необходимо формирование надежной безопасной привязанности к близкому человеку. Если к 12 месяцам такая привязанность не образуется, то весьма вероятны различные психические нарушения в дальнейшем. Очень многие исследователи подчеркивают необходимость любви, безусловного принятия ребенка близким человеком для формирования здоровой личности, способной к зрелым любовным отношениям во взрослом возрасте и к принятию себя самого, что очень важно для психического благополучия. О.А. Карабанова подчеркивает необходимость наличия личностной избирательной связи с близким человеком, которого нельзя просто так подменить другим, даже сколь угодно хорошим. К. Хорни пишет о необходимости наличия опыта любви, который, разумеется, не заканчивается в один год, для того, чтобы впоследствии человек был способен на нормальную, не невротическую любовь. Э. Фромм, Р. Скиннер подчеркивают важность любви не только между родителями и ребенком, но и наблюдения ребенком зрелых любовных отношений между  папой и мамой. Они служат для него моделью, примером того, как можно любить и при этом быть независимыми друг от друга (а ребенок ведь в любом случае зависит от родителей!). Психоаналитики обращают внимание на то, что взаимоотношения между родителями важны для обретения ребенком относительной и все расширяющейся автономии от матери. Итак, личностное развитие ребенка зависит от избирательных близких отношений, которые как правило возможны между ним и родителями или теми взрослыми, которые проводят с ребенком максимальное количество времени (это могут быть приемные родители, бабушка и дедушка, старшие братья и сестры и др.).

Что касается познавательного развития, то оно также связано с наличием близкого человека. Так, Е.О. Смирнова пишет, что развитие речи связано с наличием эмоционального контакта с близким взрослым. Познавательная активность ребенка по данным целого ряда авторов также связана с присутствием матери. Ребенок готов исследовать окружающий мир, но только если есть возможность эмоциональной "подзарядки", уверенности в том, что рядом есть близкие человек. В одном эксперименте было показано, что когда мать выходит из комнаты, познавательная активность ребенка часто снижается.

Кроме полноценного личностного и когнитивного развития необходима включенность ребенка в обычную естественную жизнь, с работой родителей, наличием самых разных поколений, взаимодействием не только со сверстниками, но и с детьми старших и младших возрастов. Ж. Ледлофф называет это принципом преемственности, а вывод о необходимости следовать ему она сделала в результате долгого проживания среди психически благополучных индейцев екуана. Схожего мнения придерживается Ф. Дольто, которая приводит результаты своей многолетней психоаналитической практики. Д.В. Морозов и его коллеги по общине Китеж также придерживаются схожего мнения.

Итак, данные современной науки не позволяют сказать, что воспитание без родителей способствует развитию здоровой личности. Однако И.А. Ефремов подчеркивает важность именно коллективного воспитания. Если оставить за скобками воспитание вне семьи, то эта мысль оказывается чрезвычайно важной. Все те же перечисленные выше авторы указывают на необходимость постепенного включения ребенка во все более широкий круг социальных контактов и плавное отделение от родителей. Нужно заметить, что эта идея Ефремова сейчас, когда индивидуализация воспитания опять возвращается в нашу российскую действительность, является очень актуальной. Действительно, не должно быть места слепому материнскому инстинкту и собственнического отношения к ребенку. Все научные данные сообщают о том, что это ведет к невротизации личности. Похоже, как всегда остается только один путь - по лезвию бритвы, между пропастями оторванности человека от общества и от семьи.

После рассмотрения подхода к воспитанию, предложенному И.А. Ефремовым в его фантастических романах, нужно сказать несколько слов о том, что можно применить уже сейчас, а не в далеком прекрасном будущем. Мы рассмотрим только те моменты, которые могут быть реализованы самими учителями и родителями.

Прежде всего, вспомним о важности удовлетворения базовых потребностей человека. Предоставление реальной свободы выбора, как глобально, так и в мелочах, всесторонняя помощь и поддержка в освоении различных областей знания и видов деятельности вполне посильна хорошему неравнодушному учителю и любящим родителям. Это может быть предоставление возможности выбора приоритета (а не насильственное склонение ребенка к изучению именно своего предмета), право два-три раза в месяц прогулять какой-то день в школе, используя его для восстановления физических и моральных сил или похода на интересную выставку, лекцию, экскурсию (вспомним уже приведенные примеры из "Туманности Андромеды" или "Часа Быка"). Очень интересной и действительно важной является идея подвигов Геркулеса. Очень часто сразу после школы дети, поступающие в вуз или техникум, еще толком не определились в выборе профессии и жизненного пути. Порой они идут туда на "доращивание", как выражаются сами преподаватели. Реалии современной российской действительности часто не предоставляют выбора юношам из-за службы в армии. Но совсем не обязательно девушек отправлять в первый попавшийся вуз. Вполне можно дать возможность поработать год-два на интересной, но не требующей высокой квалификации работе. Это может быть работа частной няней, продавцом в чайном магазине или менеджером в кадровом агентстве. Ну а что касается потребности в близких отношениях с людьми, то родителям и учителям важно помнить, что дети чаще всего учатся не только решая задачи, но и моделируя поведение, которое поощряется или не наказывается. Странно требовать от детей хорошего поведения, если учитель или родитель позволяет себе грубость, насмешку или бестактность. Наоборот, минимальное уважение и поддержка поможет решить многие проблемы в классе. Часто взрослые пытаются сохранять авторитет в глазах детей с помощью угроз и наказаний. Однако вспомним Веду Конг или Эвду Наль: ими восхищаются, они являются явными авторитетами и примерами для подражания. Но основой этого является их действительная компетентность в своей сфере деятельности и их мягкое обращение с другими людьми. Д.В. Морозов пишет, что родителям, прежде чем воспитать детей, необходимо измениться самим.

Что касается формирования ценностного отношения к знанию, то самые несложные приемы, опять же, доступны всем. Два три живых примера, обращение к сердцу и чувствам ученика обязательно сделают увлекательной любую лекцию, а живое общение с природой во время экскурсий с классом или семейной воскресной прогулки обязательно благотворно повлияет на интерес ребенка к познанию.

Что касается социализации ребенка и постепенному выходу из семьи, то родители должны понимать, что ребенок - не их собственность, он обязательно будет отдавать предпочтение друзьям или находить другие авторитеты. Вспомним Ефремова. Конечно, современной мир совсем не идеален и безопасен для человека, но в любом случае нет необходимости постоянно бояться за свое дитя. Множество людей ничуть не хуже и не опаснее для ребенка, чем его семья.

Вообще, надо отметить, что развитие и воспитание детей в романах И.А. Ефремова кажется таким гармоничным и радостным потому, что все его творчество проникнуто невероятным оптимизмом и верой в способность человека развиваться и делать добро. Как часто мы не доверяем детям, ожидая, что если их не воспитать как следует, не запретить, не наказать, то они непременно вырастут злыми разрушителями. Но, Д.В. Морозов, например, основываясь на собственном опыте, пишет о том, что человек в конце концов сделает выбор в пользу добра. А К. Роджерс пишет о необходимости доверять детям.

Может быть, если мы почерпнем из книг И.А. Ефремова сам дух оптимизма, веры в способности человека расти над собой, познавать, быть альтруистом, возьмем на заметку наиболее близкие нам из мудрых его замечаний, мы сделаем еще один шаг в направлении развития лучшего человечества и лучшего мира?

Список литературы:

1. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония, - Москва, 2002.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей, - Москва, 2002.

3. Боулби Дж. Привязанность, - Москва, 2003.

4. Булавинцева Л.И. Оптимизация подготовки учителя биологии, - Вестник Брянского государственного университета, 2003, №1.

5. Габай Т.В. Педагогическая психология, - Москва, 2002.

6. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения, - Москва, 2006.

7. Дольто Ф., На стороне ребенка, - Москва, 1997.

8. Ефремов И.А. Сочинения в 3-х тт., Т 3 (Книга вторая), - Москва, 1976.

9. Ефремов И.А. Час Быка, - Москва, 2004.

10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования, - Москва, 2005.

11. Ледлофф Ж. Как вырастить ребенка счастливым, - Москва, 2005.

12. Маслоу А. Мотивация и личность,  - Спб, 2003.

13. Морозов Д.В. Поколение Китеж - http://kitezh.kaluga.ru/generation/index.htm

14. Обухова Л.Ф. Возрастная психология, - Москва, 2004.

15. Роджерс К., Фрейберг Дж. Свобода учиться, - Москва, 2002.

16. Скиннер Р., Клииз Дж. Семья и как в ней уцелеть, - Москва, 2004.

17. Смирнова Е.О. Детская психология, - Москва, 2003.

18. Сухомлинский В.А. О воспитании, - Москва, 1985.

19. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития, - Екатеринбург, 1998.

20. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология, - Москва, 2003.

21. Фромм Э. Человек для себя, - Минск, 2000.