Материалы IX Ефрeмовских чтений
(Вырица, Ленинградская обл. 22 апреля 2006 г.)

Ирина Владимировна ГОРИНА,
педагог, Сосновый Бор, Ленинградская обл.

ЧЕЛОВЕК - АКМЭ

Посвящение Ивану Ефремову

Кто он - Человек будущего, настоящего и прошлого? Человек на все и во все времена? Тварь ли он дрожащая перед ликом всепожирающего времени; травинка на ветру судьбы; беспомощная игрушка эволюции в цепи инферно, случайно получившая свободу воли и выбора, но не умело пользующаяся этим инструментом.

История эволюции, культуры и мировых цивилизаций не даёт чёткого ответа на этот вопрос, ибо ни одно живое существо на земле так не нуждается в самоидентификации как человек. А потому изначальным проклятием хомо сапиенс стал поиск принципа и смысла своего существования.

Лучшие из людей делали его центром своих духовных исканий. Они поднимались, ползли, карабкались, постигали высоты духа через срывы, падения, ошибки и преодоление своих страданий, ужаса смерти и безумия. Зов самосовершенствования, долг перед людьми будущего и эволюцией, отрицание смерти через своё самосознание красоты и таинственной взаимосвязи всех вещей во Вселенной, заставляли их созидать здание культуры, основой которого стал Человек - Творец прекрасных форм искусства, религии, социальной архитектоники, системы науки и государства. Героический энтузиазм миллионов подвижников известных и неизвестных, этика и мораль деятельной любви человека к человеку, являет нам зеркало истории на фоне бесчисленного варварства войн, цинизма, мракобесия, животной страсти к власти, конформизму и дешевому комфорту.

Это вечное противостояние Человека-Творца и Человека-Разрушителя каждый раз встаёт перед нами в кризисные моменты истории, требуя нашего нравственного выбора. Исходной точкой становится наш внутренний мир, основанный на культуре, личном опыте и свободе воли. Увы, но эти подводные камни человеческого естества способны повернуть движение основного звена ноосферы вспять. Через слепое поклонение инстинктам, развлечениям, техносфере и механическим игрушкам, возможно порождение нового вида социального животного, сохраняющего черты человека, но внутренне озверелого, морально распущенного скота, которым легко манипулировать и управлять, развивая в нём рабские потребности, вожделение, животную агрессию и страх. Итогом всему будет уничтожение тонкого слоя биосферы и гибель современной цивилизации под её обломками. Однако, в своём позитивном развитии хомо сапиенс способен совершить прорыв из царства необходимости и смерти в пространство неуничтожимое духа, сохранив при этом многообразие форм жизни на земле.

Это долгий и трудный путь, ибо он означает подвиг самоотречения из любви к людям и природе, а также осознание своей свободы как добровольного долга и служения процессу совершенствования своих поступков, слов и мыслей. Такой путь под силу пройти только сильной, цельной личности Человека-Акмэ.

Акмэ означает в древнегреческом языке состояние человека, достигшего духовной и физической зрелости, участвующего в делах государства и способного нести личную ответственность в случае необходимости. Человек-Акмэ (как идеал будущего) неразрывно связан с историей культуры, в которой каждая мировая цивилизация творила свой образ человека.

Дальний Восток, Индия, арабы явили личность Мудреца, познавшего исток жизни и смерти, добра и зла, счастья и горя. Его долг - хранить равновесие всего мира на хрупких весах своего сердца и быть зеркалом истины.

Иудейская культура - человек Пророк, прозревающий в Боге бездну падения в ад страстей и в то же время призывающий быть верными абсолюту совершенства Всевышнего и предстоять ему в чистоте своих помыслов.

Античный мир - человек Гражданин и патриот своей родины. Мера всех вещей в греческом искусстве, соблюдающий тонкую невидимую грань золотого сечения, в пространстве которого сходятся противоположности, творящие красоту. Для Рима - человек Политик, облеченный властью народа, должен быть трибуном и защитником его прав. Идея справедливости мирового порядка, удерживается воином, соблюдающим свой долг в верности, силе и защите любимой страны.

Христианство (западное и восточное) определяет человека как субстанцию Духа Живого Бога, который питает своей энергией любви всё на земле. Опыт деятельной любви человека к человеку, рост самосознания совести приводит к состоянию предстояния вечной благодати, восхождению к высотам неба через самоотречение и самозабвение в аскезе и молитве.

Таков лишь небольшой исторический экскурс по галерее образов человека. Каждого из них можно считать прообразом человека - Акмэ, которому станут органически присущи черты Мудреца, познавшего глубинные взаимосвязи земли и неба; Пророка, которому ведомы причины падений и осмысление ошибок на пути самосовершенствования; осознанная ответственность Гражданина - воина, творца и защитника красоты, соблюдающего меру и гармонию социального Космоса; и, безусловно, одно из главных условий состояния Акмэ - огонь живой Совести, позволит человеку быть честным с самим собой, не творить зла и трезво относиться к своим недостаткам, в глубокой личной любви и самоотдаче людям. Его горизонтом жизни станет вертикаль неба, ибо он будет более человеком Космоса, нежели Земли. Но планета - его родной дом, потребует от человека огромного созидательного труда, знаний и любви к ней самой - её природе, стихиям, животному и растительному царствам, мировому океану. Будучи наследником веков разрушения и эры разобщенности, Человек-Акмэ должен стать ассенизатором громадных помоек промышленного производства, созданных сиюминутной выгодой людей утилитарного мышления. Однако, самым сложным станет процесс очищения своих мыслей через тяжелый, но созидательный физический труд, творческий отдых и поток позитивной информации, развивающей самопознание. Вся техносфера и инфосфера должна стать тонким инструментом и сотрудником в деле совершенствования человека, его способностей.

Для человека-Акмэ другой человек будет не альтер эго и средство, а цель своего восхождения к вершинам духовной зрелости. Обмен опытом человека с человеком станет идти непрерывно в поле знаний, размышлений и глубокого взаимного уважения к чужой индивидуальности. А природа? Она станет открытой книгой, прочтение каждой страницы которой будет самым увлекательным, прекрасным моментом его жизни. Но сколько раз ему придётся пройти через горечь глубокого покаяния и раскаяния за неразумные дела предыдущих поколений людей, бездумно уничтожавших ценнейшие страницы живой летописи биосферы. Может быть, впервые, к человеку вернётся забытое чувство первобытных людей, которые ещё не осознавали свою обособленность от мира природы и преклонялись в страхе и восхищении перед мощью её стихий. Но на смену ужасу древних придёт понимание того, как хрупка её гармония, как восхитительна её сила и как беззащитна её душа, сколь певуч и многообразен орган звуков её. Человек-Акмэ вернётся в природу, сделает её своим достоянием, а не собственностью, научится снова понимать, чувствовать и получать эстетическое удовольствие от многообразия её форм, но он всегда будет помнить о грозной силе сопротивления её материалов и знать, что на шахматной доске жизни она ходит всегда белыми фигурами, а потому сознательно не станет нарушать хрупкого диалектического равновесия в своём с ней диалоге.

Будучи вершиной эволюции видов, человек - Акмэ восстановит физическую активность, культ здорового сильного тела, который будет основой долголетия, производного от его духовной силы и сознательного труда. На уровне органики он всегда будет стремиться больше отдавать, чем брать. А ограниченные материальные потребности уравновесит его безграничное духовное самосовершенствование и вечная неудовлетворенность в поисках истины. Базой знаний и информации человека-Акмэ будет история. Жизненный путь человечества - его падений, взлётов, ошибок, катастроф, погибших цивилизаций станет для него не склепом мёртвых идеалов, размышлений, артефактов культуры. Наоборот, живая связь времен пронзит каждую клеточку его организма, создавая бесчисленные картины жизни минувших веков внутри сознания.

У человека-Акмэ будет своя область первобытных чувств, бессознательных влечений и снов, преобразующихся светом античности в творческую потенцию его личности и рост долга перед обществом; он создаст свою латынь - свой язык общения с миром, своё слово, пройдёт свои университеты, построит свои готические соборы и взойдёт на костры собственной совести, чтобы затем пережить свой Ренессанс (после духовных самосожжений) и своё Просвещение (культ разума и веры в свои возможности). Его духовное созревание будет идти через личный опыт сопереживания исторических эпох, подобно развитию зародыша человека, который за девять месяцев проходит эволюционное развитие от клетки земноводного до млекопитающего и хомо сапиенс. Через этот путь постижения истории в себе и через себя, станет складываться цельная, зрелая, искренняя (способная излучать свет) личность. Человек начнёт понимать ценность зыбкой социальной и индивидуальной гармонии, внутри которой всегда возможны рецидивы зависти, злобы, жажды власти и ненависти. Бесстрашие духа, закаленного в противостоянии закону энтропии на земле; органика сильного выносливого тела, развитые глубокие чувства, основанные на любви к красоте и сострадании, позволят Человеку-Акмэ обрести совершенство духа и тела, которое древние греки обозначали словом - каллокагатия. И тогда будет возможно эволюционное, естественное объединение всех людей на земле - истинный всепланетный союз единства разума, воли и чувств, позволяющий человечеству выйти на новый виток развития антропогенеза, ведущего к постижению законов Космоса и Вселенной. Идеал человека-Акмэ - это образ переходного времени от эры Разобщенности к эре Воссоединения мира. От него потребуется героический энтузиазм, великий труд, знания и ответственность за судьбы природы и человечества, осознание свободы воли как долга совести перед будущими поколениями. Высокая степень самосознания позволит ему воссоздать утраченную связь времен, преобразить облик земли совершенством своего гения и любовью.