Звёздный знак в движении многих судеб
(к 100-летию со дня рождения И.А. Ефремова
и 10-летию Ефремовских Чтений)
"Изображение будущего - это колоссальный труд
собирания красоты из окружающего нас космоса.
Из души человеческой. Из отражения солнца на
воде. Из звёзд, из облаков".
(И.А.Ефремов)
...Встать с рассветом и, распахнув окно в весеннее утро,
стряхнуть липучую паутину сна, почувствовать, как натянулись
и поют внутри звонкие жилки-струны проснувшихся сил. А потом
идти по утренней дороге в сторону восходящего солнца,
прислушиваясь к голосам птиц и к раннему концерту лягушек в
местной речке, поёживаясь на бодрящем тело и душу холодке,
благодарно принимая участие в ежеутренне свершающемся ритуале
пробуждения мира, полном светлой гармонии и красоты
начала.
Символично, что в истоке моего сегодняшнего путешествия -
радость сопричастности красоте пробуждающегося мира. Ведь
свершаемый сегодня путь - это продолжение моего долгого,
многолетнего пути к человеку, который обладал обострённым
чувствованием и удивительно глубоким пониманием красоты.
Не внешней красивости, а внутренней, подчас суровой, рождённой
в восхождении и труде, красоты как наивысшей меры целесообразности.
Именно её считал он, вслед за Фёдором Достоевским и Николаем Рерихом,
той силой, которая спасёт мир, её называл "светозарным мостом в будущее".
Красоту родной Земли, колыбели человечества, и безграничной, вечно зовущей человека Вселенной.
Красоту труда и познания. Внутреннего восхождения человека,
его победы над самим собой и его духовного могущества.
Красоту подлинно человечных отношений между людьми. Мудрую и лучезарную красоту любви.
Мой сегодняшний путь устремлён в Вырицу, посёлок в
Ленинградской области, вставший на берегах реки Оредеж, где
стройные сосны, подобно коринфским колоннам, поддерживают
небо кудрявыми капителями крон. Здесь, в семье
лесопромышленника и крестьянской девушки, родился 22 апреля 1908 года сын Иван,
который в будущем станет известен как видный учёный-палеонтолог и яркий мыслитель-гуманист
Иван Антонович Ефремов, писатель-космист, вошедший в историю литературы как автор множества
приключенческих и исторических произведений и как подлинный основоположник отечественной
научной фантастики, полной веры в человека.
Здесь, в Вырице, будущий писатель провёл первые 8 лет своей жизни. Здесь, в доме отца, рано выучившись читать,
он зачитывался книгами Жюля Верна, во многом определившими его дальнейшую судьбу.
Здесь, на родине писателя, на базе Вырицкой поселковой библиотеки,
в которой в 2004 году силами энтузиастов был создан музей Ивана Ефремова,
уже 10-й год ко дню рождения писателя проводятся так называемые Ефремовские Чтения,
где собираются и делятся друг с другом мыслями, идеями, опытом гуманисты, работающие
в самых разных областях современной науки и культуры - педагоги, историки, философы,
психологи, археологи, литературоведы, врачи, инженеры, химики, программисты...
Они съезжаются из разных городов - Москвы, Витебска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Соснового Бора -
чтобы поговорить о творческом и идейном наследии большого писателя и большого Человека -
наследии, которое ещё не осмыслено в полной мере ни нынешним литературоведением, ни нынешней
педагогической и психологической наукой.
Чтения проходят в живой, тёплой и творческой атмосфере и с каждым годом собирают всё
более широкую аудиторию единомышленников. Всё больше приезжает на них молодёжи.
Ефремов любил молодёжь, она всегда окружала Ивана Антоновича, да и писал он свои
книги во многом именно для них - подрастающего поколения, в руках которого находится
будущее нашей Земли, будущее человечества. Потому особенно радостно было видеть в пространстве
нынешних юбилейных Чтений совсем юные лица молодёжи, школьников: это говорит о том, что юное поколение
Ефремова всё-таки читает, знает.
Об этом же говорит выставка детских рисунков и художественно-прикладного
творчества по мотивам произведений Ефремова, украсившая читальный зал библиотеки: их авторам, создавшим
прекрасные образы по мотивам "Таис Афинской", "Туманности Андромеды" и любимой Ефремовым палеонтологии -
от 10-ти до 15 лет. Творческая зрелость этих работ впечатляет.
В этом году Чтения были вдвойне юбилейными. 10-е по счёту и одновременно - совпадающие с официальной
датой столетия Ивана Антоновича. Впрочем, это столетие мы будем отмечать дважды. Дело в том, что,
согласно записи в метрической книге, Ефремов родился в 1908 году, но ещё в ранней юности он приписал
себе лишний год, чтобы поступить в "мореходку" (морской техникум). С тех пор во всех автобиографиях
Иван Антонович ставил годом своего рождения 1907-й.
Говоря о Ефремовском юбилее, нельзя не сказать о том, что нынешний год вообще удивительно богат на
яркие юбилейные даты, связанные с историей освоения человеком космического пространства.
150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого,
одного из теоретиков авиации и воздухоплавания, писателя-фантаста, основоположника космонавтики,
всю жизнь стремившегося "хоть немного продвинуть человечество вперед".
110-летие со дня рождения его земляка и друга Александра Леонидовича Чижевского,
одного из основоположников отечественной космической биологии; человека,
которого можно назвать "русским Леонардо" - помимо того, что он был выдающимся учёным,
Чижевский обладал большим художественным и поэтическим даром. Его удивительные стихи о Космосе,
мироздании, месте человека в нём достойно встают рядом со стихами другого учёного и поэта,
Михаила Васильевича Ломоносова, в ряд так называемой "научной" поэзии.
100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королёва, основоположника практической космонавтики,
главного конструктора первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли,
пилотируемых космических кораблей.
В этом же году отмечала своё 70-летие Валентина Владимировна Терешкова,
первая в мире женщина-космонавт.
В плеяде юбилейных звёздных дат ярко и органично сияют две связанные с именем И.А. Ефремова -
100-летие со дня его рождения и 50-летие с момента выхода романа "Туманность Андромеды".
Поселковая библиотека, в которой создан Музей И.А. Ефремова и вот уже 10-й год проходят Чтения -
это небольшой деревянный двухэтажный домик, в котором кипит яркая и напряжённая внутренняя жизнь.
Здесь, во владениях Натальи Петровны Давыдовой, очень увлечённой своим делом, мудрой и энергичной женщины,
заведующей библиотекой - культурный и информационный центр посёлка, средоточие его духовной жизни.
Не только хранилище книг, но и место общения, организации выставок художников и фотографов,
встреч с известными людьми, писателями и поэтами.
Никогда не забуду одной произошедшей здесь - заочно - встречи с удивительным человеком,
душевно тонким и талантливым ленинградским художником Леонардом Алексеевичем Котовым.
Помню, как, увидев впервые его картины, мы с мужем долго бродили по маленькой выставочной комнатке
и рассматривали каждую, общаясь с ними как с чем-то живым. Это были нарисованные с любовью пейзажи
окрестностей Вырицы и реки Оредеж, виды Петербурга, в которых художнику удалось почувствовать и передать
душу города, взлетающий "Миг 23", бригантина в штормовом
море... Помещение выставочного зала было чуть затенено, и казалось, что картины в нём подсвечены
- каждая своим внутренним светом. Поразила и вызвала глубокое уважение как к художнику и та
кропотливая техника, которой Леонард Алексеевич создавал свои произведения: мельчайшими штрихами пера,
цветных карандашей, тонкими мазками красок. С какой любовью к природе, к городу, к человеку вырисовывал
он терпеливо верною рукою крохотные детали, считая важной каждую из них, радостным трудом вдыхая в картины
жизнь. Сейчас Леонарду Алексеевичу 63 года, но рука его остаётся столь же верной и послушной творческой
фантазии художника - он продолжает рисовать. Его внуки просят деда не продавать картины.
Он их дарит. Или обменивает на что-то, сотворённое тем человеком,
который просит у него картину: например, на написанную этим человеком книгу.
Соприкосновение с творчеством Котова, хранящим отсвет его личности, вызвало к жизни знакомый
образ старого художника Чоросова из ефремовского рассказа "Озеро Горных Духов",
"бесстрашного искателя души гор".
Картины художников экспонируются в Вырицкой библиотеке постоянно - в большинстве своём именно оригиналы.
И это, на мой взгляд, то, чем жители Вырицы могут гордиться, как и находящимся здесь же
Музеем Ивана Антоновича Ефремова.
Попадая в творческое пространство этого маленького музея (всего две очень небольшие по размерам комнатки),
чувствуешь особую тёплую животворную энергию - всё здесь сделано с любовью, с душою, своими руками.
Обшитые деревом стены словно излучают живое тепло. В единственном окне - витраж, с которого смотрят на нас
Иван Антонович и герои его книг. Напротив - большая коллекция минералов, привезённая им из экспедиций.
В центре комнатки - походный сундук, с которым Ефремов отправлялся в свои экспедиции - он приоткрыт,
как-будто хозяин его отошёл ненадолго и скоро вернётся. В нём - справочники, книги, нарисованный от руки
маршрутный лист, приборы, походные сапоги Ефремова. Чуть в стороне - макет звездолёта "Тантра",
который был использован при съёмках фильма "Туманность Андромеды".
Рассказывающая о жизненном и творческом пути писателя и учёного экспозиция оформлена на
7-ми развешанных по стенам огромных листах пергаментного цвета, которые имитируют потемневшие
от времени страницы записной книжки - неизменного атрибута Ефремова в его долгих путешествиях.
Первые два листа посвящены детству и юности Ивана, его семье, началу жизненного пути. Несколько
следующих - вкладу Ефремова в науку: это фотографии и материалы из палеонтологических и геологических экспедиций, фото коллег-учёных, с которыми он работал. На последних листах рассказывается о вкладе писателя в научную фантастику, представлены его книги.
Во второй, совсем маленькой комнатке, предваряющей
экспозицию, самой любопытной деталью является... потолок. Вот как поэтично описывает
её присутствовавший на открытии Музея в 2004 г. Андрей Константинов, химик и эколог из Москвы,
создатель сайта "Нооген", посвящённого наследию Ефремова
и объединившего в интернет-пространстве
близких по духу людей: "Комната оформлена как обсерватория - с потолком в виде участка звёздного неба:
сияет Гамма Цефея, которая станет полярной звездой через две тысячи лет, в ефремовском будущем;
Лебедь продолжает свой полёт в вечность вдоль Млечного Пути; немного отставая от него, мчится крылатый
конь Пегас, недалеко от которого бледным пятнышком светится Туманность Андромеды".
Здесь же на стене - портретный барельеф строго задумавшегося о чём-то Ивана Антоновича,
а рядом - аттестат о присвоении одной из малых планет Солнечной Системы имени "Ефремиана".
Одно из чувств, которое неизменно возникает, когда смотришь на всё это - чувство огромной благодарности
тем людям, которые разработали и воплотили в жизнь идею создания этого музея:
Наталье Петровне Давыдовой и её соратникам - корреспонденту местного телеканала, журналисту и краеведу
Рашиду Ганцеву, автору проекта художнику В. Мортирову, инженеру и краеведу из Пушкина Ивану Цыбину,
петербургскому историку, научному сотруднику нескольких музеев Константину Папулову.
Константин до сих пор вспоминает, как происходил поиск и сбор материалов, их обработка,
как на крыльце библиотеки он с дочкой красил в черный цвет рейки, предназначенные для закрепления
"звездного неба". "Самое живое впечатление, - продолжает он, - осталось от походных сапог Ивана Антоновича,
в которых он исходил множество экспедиционных дорог. Ощущение грубой шероховатости их кожи, весомая тяжесть
и, кажется, оставшееся в материале человеческое тепло их владельца позволили по-настоящему непосредственно
почувствовать нить жизни, связывающую нас с этим замечательным человеком..."
В этом году во дворе библиотеки им.Ефремова был торжественно открыт памятный знак из серого камня.
Он очень прост - ничего лишнего: книга, распахнутая на первой странице, портрет Ефремова на титульном листе,
краткая надпись "Иван Ефремов родился в Вырице" и маленький серебристый шар, в котором можно угадать и родную
нашу Землю, колыбель человечества, и модель первого космического спутника - символа выхода человечества из
колыбели.
На нынешние Чтения я приехала не только с целью пообщаться с интересными людьми и послушать доклады,
но и с рассказом о художнице Наде Рушевой, которая, прожив всего 17 лет (1952-1969 гг.),
оставила после себя целую Вселенную из более чем 10 тысяч рисунков - рисунков прекрасных
и одухотворённых, столь созвучных миру ефремовского будущего и его пониманию роли искусства
как "собирания красоты". Многие, в том числе Д.С. Лихачёв, называли юную художницу гениальной.
Выставка копий её работ, вывешенная в актовом зале школы, где проходила основная часть юбилейных
Чтений, создавала особую атмосферу духовности, гармонии и чистоты. Своё выступление я закончила словами
Владимира Киселёва, написанными когда-то о Наде: "Бытие цельное, прожитое на одном дыхании,
отданное высокой цели, закономерно становится звёздным знаком в движении многих судеб".
Эти слова очень подходят и к жизни и творчеству И.А. Ефремова.
К ним остаётся лишь добавить слова самого Ивана Антоновича, обращённые уже к нам:
"Вы должны идти своим собственным путём. Именно так, а мои рассуждения пусть будут для вас
"Альмукантарат" (круг равных высот) - помогающий штурману определиться по звёздам,
встреченным на собственном пути".
Опубликовано в журнале "Отечество", № 7 за 2007 г.