Татьяна Смирнова

Звёздный знак в движении многих судеб

(к 100-летию со дня рождения И.А. Ефремова
и 10-летию Ефремовских Чтений)

"Изображение будущего - это колоссальный труд собирания красоты из окружающего нас космоса.
Из души человеческой. Из отражения солнца на воде. Из звёзд, из облаков".

(И.А.Ефремов)

...Встать с рассветом и, распахнув окно в весеннее утро, стряхнуть липучую паутину сна, почувствовать, как натянулись и поют внутри звонкие жилки-струны проснувшихся сил. А потом идти по утренней дороге в сторону восходящего солнца, прислушиваясь к голосам птиц и к раннему концерту лягушек в местной речке, поёживаясь на бодрящем тело и душу холодке, благодарно принимая участие в ежеутренне свершающемся ритуале пробуждения мира, полном светлой гармонии и красоты начала.

Символично, что в истоке моего сегодняшнего путешествия - радость сопричастности красоте пробуждающегося мира. Ведь свершаемый сегодня путь - это продолжение моего долгого, многолетнего пути к человеку, который обладал обострённым чувствованием и удивительно глубоким пониманием красоты. Не внешней красивости, а внутренней, подчас суровой, рождённой в восхождении и труде, красоты как наивысшей меры целесообразности. Именно её считал он, вслед за Фёдором Достоевским и Николаем Рерихом, той силой, которая спасёт мир, её называл "светозарным мостом в будущее". Красоту родной Земли, колыбели человечества, и безграничной, вечно зовущей человека Вселенной. Красоту труда и познания. Внутреннего восхождения человека, его победы над самим собой и его духовного могущества. Красоту подлинно человечных отношений между людьми. Мудрую и лучезарную красоту любви.

Мой сегодняшний путь устремлён в Вырицу, посёлок в Ленинградской области, вставший на берегах реки Оредеж, где стройные сосны, подобно коринфским колоннам, поддерживают небо кудрявыми капителями крон. Здесь, в семье лесопромышленника и крестьянской девушки, родился 22 апреля 1908 года сын Иван, который в будущем станет известен как видный учёный-палеонтолог и яркий мыслитель-гуманист Иван Антонович Ефремов, писатель-космист, вошедший в историю литературы как автор множества приключенческих и исторических произведений и как подлинный основоположник отечественной научной фантастики, полной веры в человека.

Здесь, в Вырице, будущий писатель провёл первые 8 лет своей жизни. Здесь, в доме отца, рано выучившись читать, он зачитывался книгами Жюля Верна, во многом определившими его дальнейшую судьбу.

Здесь, на родине писателя, на базе Вырицкой поселковой библиотеки, в которой в 2004 году силами энтузиастов был создан музей Ивана Ефремова, уже 10-й год ко дню рождения писателя проводятся так называемые Ефремовские Чтения, где собираются и делятся друг с другом мыслями, идеями, опытом гуманисты, работающие в самых разных областях современной науки и культуры - педагоги, историки, философы, психологи, археологи, литературоведы, врачи, инженеры, химики, программисты... Они съезжаются из разных городов - Москвы, Витебска, Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Соснового Бора - чтобы поговорить о творческом и идейном наследии большого писателя и большого Человека - наследии, которое ещё не осмыслено в полной мере ни нынешним литературоведением, ни нынешней педагогической и психологической наукой.

Чтения проходят в живой, тёплой и творческой атмосфере и с каждым годом собирают всё более широкую аудиторию единомышленников. Всё больше приезжает на них молодёжи. Ефремов любил молодёжь, она всегда окружала Ивана Антоновича, да и писал он свои книги во многом именно для них - подрастающего поколения, в руках которого находится будущее нашей Земли, будущее человечества. Потому особенно радостно было видеть в пространстве нынешних юбилейных Чтений совсем юные лица молодёжи, школьников: это говорит о том, что юное поколение Ефремова всё-таки читает, знает. Об этом же говорит выставка детских рисунков и художественно-прикладного творчества по мотивам произведений Ефремова, украсившая читальный зал библиотеки: их авторам, создавшим прекрасные образы по мотивам "Таис Афинской", "Туманности Андромеды" и любимой Ефремовым палеонтологии - от 10-ти до 15 лет. Творческая зрелость этих работ впечатляет.

В этом году Чтения были вдвойне юбилейными. 10-е по счёту и одновременно - совпадающие с официальной датой столетия Ивана Антоновича. Впрочем, это столетие мы будем отмечать дважды. Дело в том, что, согласно записи в метрической книге, Ефремов родился в 1908 году, но ещё в ранней юности он приписал себе лишний год, чтобы поступить в "мореходку" (морской техникум). С тех пор во всех автобиографиях Иван Антонович ставил годом своего рождения 1907-й.

Говоря о Ефремовском юбилее, нельзя не сказать о том, что нынешний год вообще удивительно богат на яркие юбилейные даты, связанные с историей освоения человеком космического пространства.

150-летие со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, великого русского ученого, одного из теоретиков авиации и воздухоплавания, писателя-фантаста, основоположника космонавтики, всю жизнь стремившегося "хоть немного продвинуть человечество вперед".

110-летие со дня рождения его земляка и друга Александра Леонидовича Чижевского, одного из основоположников отечественной космической биологии; человека, которого можно назвать "русским Леонардо" - помимо того, что он был выдающимся учёным, Чижевский обладал большим художественным и поэтическим даром. Его удивительные стихи о Космосе, мироздании, месте человека в нём достойно встают рядом со стихами другого учёного и поэта, Михаила Васильевича Ломоносова, в ряд так называемой "научной" поэзии.

100-летие со дня рождения Сергея Павловича Королёва, основоположника практической космонавтики, главного конструктора первых боевых и космических ракет, искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей.

В этом же году отмечала своё 70-летие Валентина Владимировна Терешкова, первая в мире женщина-космонавт.

В плеяде юбилейных звёздных дат ярко и органично сияют две связанные с именем И.А. Ефремова - 100-летие со дня его рождения и 50-летие с момента выхода романа "Туманность Андромеды".

Поселковая библиотека, в которой создан Музей И.А. Ефремова и вот уже 10-й год проходят Чтения - это небольшой деревянный двухэтажный домик, в котором кипит яркая и напряжённая внутренняя жизнь. Здесь, во владениях Натальи Петровны Давыдовой, очень увлечённой своим делом, мудрой и энергичной женщины, заведующей библиотекой - культурный и информационный центр посёлка, средоточие его духовной жизни. Не только хранилище книг, но и место общения, организации выставок художников и фотографов, встреч с известными людьми, писателями и поэтами.

Никогда не забуду одной произошедшей здесь - заочно - встречи с удивительным человеком, душевно тонким и талантливым ленинградским художником Леонардом Алексеевичем Котовым. Помню, как, увидев впервые его картины, мы с мужем долго бродили по маленькой выставочной комнатке и рассматривали каждую, общаясь с ними как с чем-то живым. Это были нарисованные с любовью пейзажи окрестностей Вырицы и реки Оредеж, виды Петербурга, в которых художнику удалось почувствовать и передать душу города, взлетающий "Миг 23", бригантина в штормовом море... Помещение выставочного зала было чуть затенено, и казалось, что картины в нём подсвечены - каждая своим внутренним светом. Поразила и вызвала глубокое уважение как к художнику и та кропотливая техника, которой Леонард Алексеевич создавал свои произведения: мельчайшими штрихами пера, цветных карандашей, тонкими мазками красок. С какой любовью к природе, к городу, к человеку вырисовывал он терпеливо верною рукою крохотные детали, считая важной каждую из них, радостным трудом вдыхая в картины жизнь. Сейчас Леонарду Алексеевичу 63 года, но рука его остаётся столь же верной и послушной творческой фантазии художника - он продолжает рисовать. Его внуки просят деда не продавать картины. Он их дарит. Или обменивает на что-то, сотворённое тем человеком, который просит у него картину: например, на написанную этим человеком книгу. Соприкосновение с творчеством Котова, хранящим отсвет его личности, вызвало к жизни знакомый образ старого художника Чоросова из ефремовского рассказа "Озеро Горных Духов", "бесстрашного искателя души гор".

Картины художников экспонируются в Вырицкой библиотеке постоянно - в большинстве своём именно оригиналы. И это, на мой взгляд, то, чем жители Вырицы могут гордиться, как и находящимся здесь же Музеем Ивана Антоновича Ефремова.

Попадая в творческое пространство этого маленького музея (всего две очень небольшие по размерам комнатки), чувствуешь особую тёплую животворную энергию - всё здесь сделано с любовью, с душою, своими руками. Обшитые деревом стены словно излучают живое тепло. В единственном окне - витраж, с которого смотрят на нас Иван Антонович и герои его книг. Напротив - большая коллекция минералов, привезённая им из экспедиций. В центре комнатки - походный сундук, с которым Ефремов отправлялся в свои экспедиции - он приоткрыт, как-будто хозяин его отошёл ненадолго и скоро вернётся. В нём - справочники, книги, нарисованный от руки маршрутный лист, приборы, походные сапоги Ефремова. Чуть в стороне - макет звездолёта "Тантра", который был использован при съёмках фильма "Туманность Андромеды".

Рассказывающая о жизненном и творческом пути писателя и учёного экспозиция оформлена на 7-ми развешанных по стенам огромных листах пергаментного цвета, которые имитируют потемневшие от времени страницы записной книжки - неизменного атрибута Ефремова в его долгих путешествиях. Первые два листа посвящены детству и юности Ивана, его семье, началу жизненного пути. Несколько следующих - вкладу Ефремова в науку: это фотографии и материалы из палеонтологических и геологических экспедиций, фото коллег-учёных, с которыми он работал. На последних листах рассказывается о вкладе писателя в научную фантастику, представлены его книги.

Во второй, совсем маленькой комнатке, предваряющей экспозицию, самой любопытной деталью является... потолок. Вот как поэтично описывает её присутствовавший на открытии Музея в 2004 г. Андрей Константинов, химик и эколог из Москвы, создатель сайта "Нооген", посвящённого наследию Ефремова и объединившего в интернет-пространстве близких по духу людей: "Комната оформлена как обсерватория - с потолком в виде участка звёздного неба: сияет Гамма Цефея, которая станет полярной звездой через две тысячи лет, в ефремовском будущем; Лебедь продолжает свой полёт в вечность вдоль Млечного Пути; немного отставая от него, мчится крылатый конь Пегас, недалеко от которого бледным пятнышком светится Туманность Андромеды". Здесь же на стене - портретный барельеф строго задумавшегося о чём-то Ивана Антоновича, а рядом - аттестат о присвоении одной из малых планет Солнечной Системы имени "Ефремиана".

Одно из чувств, которое неизменно возникает, когда смотришь на всё это - чувство огромной благодарности тем людям, которые разработали и воплотили в жизнь идею создания этого музея: Наталье Петровне Давыдовой и её соратникам - корреспонденту местного телеканала, журналисту и краеведу Рашиду Ганцеву, автору проекта художнику В. Мортирову, инженеру и краеведу из Пушкина Ивану Цыбину, петербургскому историку, научному сотруднику нескольких музеев Константину Папулову.

Константин до сих пор вспоминает, как происходил поиск и сбор материалов, их обработка, как на крыльце библиотеки он с дочкой красил в черный цвет рейки, предназначенные для закрепления "звездного неба". "Самое живое впечатление, - продолжает он, - осталось от походных сапог Ивана Антоновича, в которых он исходил множество экспедиционных дорог. Ощущение грубой шероховатости их кожи, весомая тяжесть и, кажется, оставшееся в материале человеческое тепло их владельца позволили по-настоящему непосредственно почувствовать нить жизни, связывающую нас с этим замечательным человеком..."

В этом году во дворе библиотеки им.Ефремова был торжественно открыт памятный знак из серого камня. Он очень прост - ничего лишнего: книга, распахнутая на первой странице, портрет Ефремова на титульном листе, краткая надпись "Иван Ефремов родился в Вырице" и маленький серебристый шар, в котором можно угадать и родную нашу Землю, колыбель человечества, и модель первого космического спутника - символа выхода человечества из колыбели.

На нынешние Чтения я приехала не только с целью пообщаться с интересными людьми и послушать доклады, но и с рассказом о художнице Наде Рушевой, которая, прожив всего 17 лет (1952-1969 гг.), оставила после себя целую Вселенную из более чем 10 тысяч рисунков - рисунков прекрасных и одухотворённых, столь созвучных миру ефремовского будущего и его пониманию роли искусства как "собирания красоты". Многие, в том числе Д.С. Лихачёв, называли юную художницу гениальной. Выставка копий её работ, вывешенная в актовом зале школы, где проходила основная часть юбилейных Чтений, создавала особую атмосферу духовности, гармонии и чистоты. Своё выступление я закончила словами Владимира Киселёва, написанными когда-то о Наде: "Бытие цельное, прожитое на одном дыхании, отданное высокой цели, закономерно становится звёздным знаком в движении многих судеб". Эти слова очень подходят и к жизни и творчеству И.А. Ефремова.

К ним остаётся лишь добавить слова самого Ивана Антоновича, обращённые уже к нам: "Вы должны идти своим собственным путём. Именно так, а мои рассуждения пусть будут для вас "Альмукантарат" (круг равных высот) - помогающий штурману определиться по звёздам, встреченным на собственном пути".

Опубликовано в журнале "Отечество", № 7 за 2007 г.


Нооген