Материалы I Международного симпозиума "Иван Ефремов - учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы".

(Пущино-на-Оке, Биоцентр РАН, 10-12 октября 1997 г.)

Н.П. Малышев

ШКОЛА ЕФРЕМОВА - ШКОЛА БУДУЩЕГО

(теория и практические шаги)

Часть I. Школа будущего (теория)

Не буду останавливаться на научном и литературном творчестве И.А.Ефремова, на его даре предвидения (предвосхищения) крупных научных открытий, об этом уже много сказано. Речь пойдет о гениальной прозорливости ученого, философа, проследившего и предсказавшего варианты развития человеческого общества в будущее на несколько тысячелетий и первым поднявшим на должную высоту в художественной литературе вопрос о воспитании нравственности и морали человека будущего.

В своих научно-фантастических произведениях И.Ефремов показывает, какими удивительно гармоничными становятся люди, когда "... главной задачей общества стало воспитание, физическое и духовное развитие человека". (И.А.Ефремов "Туманность Андромеды")

Глубочайшие и всесторонние познания позволили И.Ефремову внести огромный вклад в человековедение, он разрабатывает и научно обосновывает теорию красоты, как высшую степень целесообразности. Причем красота, по его мнению, не только степень физического совершенства всего живого, она же - критерий духовного и нравственного совершенства человека и в целом всего человечества. Отсюда следует логичный вывод: поскольку все несовершенное по законам эволюции деградирует и отмирает, то важнейшим условием и гарантией существования всей нашей цивилизации является всестороннее совершенствование самого человека, и всего общества.

"... Взрыв безнравственности мне кажется гораздо опаснее ядерной войны. Мы можем видеть, что с древних времен нравственность (в русском понимании этих слов) много существеннее, чем шпаги, стрелы и слоны, танки и пикирующие бомбардировщики. Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходит через утерю нравственности...". (И.А.Ефремов. Из письма Э.К.Олсону).

В исканиях удивительного фантаста, историка, палеонтолога, мыслителя-философа, призванного не отвлечь, не позабавить юные умы, а приковать их внимание к еще не разгаданному, не постигнутому, - есть главное, насущное, - та надисторическая и вместе с тем - сегодняшняя <связь времен>, без которой дальше ни общество в целом, ни отдельная личность развиваться не могут. "Великая педагогическая задача научной фантастики, - писал он, - показать неисчерпаемость научного поиска, научить людей его великой радости..."

Хотя его и очень беспокоило, что "... корабль человеческого общества дает все больший крен в сторону технических наук, технического образования. Мир одержим верой во всемогущество науки. Многим кажется, что наука и только наука, разрешит в жизни решительно все вопросы. Увы, покамест научные дисциплины ограничиваются изучением чисто внешних проявлений человечества. "Не важны поиски - важны находки" -- вот девиз современной науки, ее достоинство и ее огромный пробел". Иван Антонович неоднократно напоминал, что, слишком увлекшись научно-техническим прогрессом, наше общество практически забыло о первостепенной необходимости совершенствовать самого человека, "...что совершенная форма научного построения общества - это не просто количественное накопление производительных сил, а качественная ступень ... новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без этой новой экономики ... это понимание привело к тому, что главной задачей общества стало воспитание, физическое и духовное развитие человека". И об этом он написал еще в 1957 году в своем первом замечательном романе о будущем "Туманность Андромеды".

Поднятая здесь им впервые с такой силой художественного слова и фантазией замысла, тема о воспитании нравственности и морали человека нашла широчайший отклик среди читателей нашей страны и за рубежом, не оставив равнодушных. Эта тема в следующих произведениях писателя, расширяясь, естественно и неизбежно приводит к вопросу формирования личности человека, и здесь он очень тщательно и подробно разрабатывает модель педагогического воспитания, при котором обучение превращается из принуждения в желание и стремление ученика к познанию.

"Вы должны начать с воспитания, отбирая людей, сберегая и создавая охранительные системы". "Преподавание любого предмета, особенно больших разделов науки, у нас начинается с рассмотрения исторического развития и всех ошибок, сделанных на этом пути". "Одно из основных положений, которому мы учим наших детей, гласит: мы знаем лишь ничтожную часть из того, что нам следует знать...". "Важнейшая сторона воспитания - это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения. Притупление внимания к природе - это, собственно, остановка развития человека, так как разучаясь наблюдать, человек теряет способность обобщать...".

Как актуальны именно сейчас поднятые им проблемы педагогического воспитания! Как прозорливо он увидел опасность, грозящую человечеству, и весь свой интеллект, все свои силы направил на то, чтобы не только предостеречь, но и дать рецепты выхода из биологического и социального инферно. Теперь встает вопрос, когда именно и как браться за осуществление его мечты? Или это дело еще далекого будущего? Конечно же, не сейчас, скажет большинство, какая школа будущего в период этого грандиозного распада, охватившего всю страну, когда "... обыкновенный человек ... предоставленный самому себе, не дисциплинированный воспитанием, болезненный, теряющий веру в себя и людей и находящийся на грани нервного надлома метался от одной нелепости к другой в своей короткой жизни, зависящей от множества случайностей...", когда "самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в темное не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом - смертью". Так описывает И.Ефремов в романе "Час Быка" время ЭРМ. Постойте, как это напоминает наше время!

Да-да, именно наше время. Его Эра Разобщенного Мира - не какое-то далекое будущее. Скажете, мистика! Как он мог знать, ведь ушел он от нас в совершенно благополучное время, когда никому и в голову не могло придти, что такое может произойти с нашим огромным государством в недалеком будущем. Оказывается, он знал - догадывался "...на земле все уныло, особенно это будет ощущаться в скором будущем. Это совпадает со старыми индийскими и тибетскими пророчествами о высших и низших пиках. Графически я изобразил их на диаграммах: низший пик в 1972 году (это было в 1969 г.), подъем в 1977 г. и огромный провал с колоссальными войнами в период между 1998 и 2005 годами... Но я не доживу до этого времени, может быть доживете Вы?..." (И.А.Ефремов. Из письма к Э.К.Олсону, октябрь 1972 г.).

Гениальный провидец предвидел и наше ближайшее будущее и возлагал именно на него и на нас огромные надежды. В том же романе "Час Быка" мы находим его ответ, - именно "в неустроенной жизни ЭРМ выковывались духовные, морально-этические основы будущего мира". Значит, начинать нам! Именно в наше время, и это необходимо осознать каждому!

Будущее будет таким, каким создадим его мы

Ведь рано или поздно все существующие сейчас трудности и материальные проблемы будут решены, но не будет ли поздно, снимет ли это остроту нравственного дефицита, который к этому времени может вырасти до гигантских размеров, поглотив не одно поколение молодежи. Поэтому начинать надо уже сегодня, сейчас, и подтверждение этому опять находим у Ивана Ефремова: "Человек - та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное - найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее".

Оптимизм его социальных концепций, неистребимая вера в человека, в то лучшее, что заложено в нем природой, упрочено эволюцией, в убежденности философа-материалиста, что гуманизм преодолевает жестокость, разум восторжествует над безумием, будущее принадлежит красивому, духовно развитому человеку. Но бороться за этого человека будущего надо начинать уже сейчас, пока еще не поздно.

Как и с чего начинать это?

Для тех, кто давно и серьезно занимается анализом творчества И.Ефремова, сомнений нет: это работа над собой и творческая, с полной отдачей (физических и духовных сил) работа с детьми. Вот с этого мы и начали свои практические шаги по воплощению идей Ивана Антоновича Ефремова.

Часть II. Школа Ефремова (практические шаги)

Начинать решили со школы, и не простой школы, а физико-математической гимназии, с прекрасным коллективом учителей и с уже достаточно прочными, устоявшимися традициями, прекрасными завоеванными в труде позициями (в иной год почти целиком выпускной гимназический класс поступал в престижные московские ВУЗы, из них 10-15 человек - в МГУ).

И вот начиная с 1991 года в физико-математической гимназии № 15 города Саров (бывший Арзамас-16, он же Российский Федеральный Ядерный Центр), на базе 5-го класса стал формироваться коллектив единомышленников. Несмотря на довольно узкую физико-математическую направленность гимназии, в преподавательском коллективе школы царила творческая атмосфера, которая и позволила достаточно быстро найти общий язык с ее руководством и учителями.

Родители (в основном физики, математики, программисты - работники научно-исследовательского института экспериментальной физики) для себя уже четко осознали тупиковость "...крена корабля человеческого общества в сторону технических наук" и решили сделать все, чтобы, если и не избавиться от этого крена, то хотя бы уменьшить его.

Задача была поставлена, принята, и она сразу же сплотила коллектив. Во-первых, родители взяли на себя внешкольное время детей (чтобы избежать разлагающего действия СМИ), дни каникул и праздников, над программой мероприятий на эти дни дружно работали по вечерам вместе с детьми и учителями. На первое время взяв за основу утверждение Ивана Ефремова "Важнейшая сторона воспитания - это развитие острого восприятия природы и тонкого с ней общения", мы начали проводить совместные выходы на природу с уроками любви и внимания к ней.

Первые краеведческие вылазки и знакомство с историей своей пока еще "маленькой Родины". Первые праздники (в основном, на природе), связанные с культурой и историей Родины - Рождество, Крещение Масленица, - проведенные с соблюдением исторических традиций и подлинным фольклорным наполнением.

И одновременно с этим шла активная работа по продвижению к основной цели - при хорошем физико-математическом обучении дать максимально возможно высокого качества гуманитарное образование. Для этого пришлось пойти на очень серьезный шаг (для школы) - корректировку школьной программы в сторону увеличения часов на гуманитарные предметы: историю, русский, литературу, английский язык, да еще и сохранения в необходимых объемах математики и физики. Несколько лет кропотливой работы, и класс получил странный и, наверное, единственный в своем роде статус: гимназический физико-математический класс с гуманитарным уклоном. Это была уже победа!

Отсюда и начали воплощаться чисто Ефремовские замыслы и идеи - история, родная литература и международная художественная культура - предметы, формирующие эстетические и нравственные критерии, становятся в классе главными. Нагрузка на коллектив с каждым годом все более увеличивалась, появились и первые серьезные достижения, призовые места на олимпиадах: городских, областных, российских, причем по разным предметам: русскому языку и математике, литературе и английскому языку, лингвистике, истории и географии, а также в исполнительских музыкальных конкурсах и конкурсах самодеятельной песни.

Но коллектив, а в него теперь уже на равных входили не только учителя и ученики, но и родители, старшие (младшие) братья и сестры и даже ученики подшефных классов, которые тоже пошли за нами по проторенной дороге, продолжал творить с утроенной энергией: история родного края, путешествия по историческим местам и просто по красивейшим рекам и просторам России, совместные спортивные тренировки, соревнования, слеты, фестивали, поездки по музеям, знакомство с живописью, поэзией, проведение интересных встреч, вечеров, вылазок, да и просто еженедельных дружеских встреч за чашкой чая.

Этим мы сразу резко расширили сферу неформального общения ребят, приблизившись к решению одного из самых главных постулатов Ивана Ефремова - "Главное - чтобы ребенок мог вырваться из узкого ограниченного мирка своей семьи, чтобы он мог расти в товарищеском коллективе...", подойдя к решению проблем в наше сложное время не совсем обычным путем.

Развиваясь и творчески взаимообучаясь, наш уже достаточно сплоченный коллектив совершенно естественно пришел к мысли о создании общественного некоммерческого объединения (взрослые-дети), основанного на общности интересов и целей, потребности в общении и духовном развитии, интеллектуальном, культурном и физическом совершенствовании. Разработан УСТАВ, оформлены и зарегистрированы в Отделе по делам молодежи при городской администрации необходимые документы.

Основными целями общественного поискового историко-литературного объединения были определены:

- достижение взаимопонимания через неформальное общение взрослых и детей во внешкольной работе, совместное коллективное творческое самоуправление объединением;

- разностороннее и глубокое развитие личности каждого члена объединения, направленного на его заботу о ближнем, на духовное развитие коллектива, общества, страны;

- познание истории, знание и уважение истории и культуры (в том числе религии как части культуры) своего народа;

- расширение и углубление литературного кругозора;

- любовь к Отечеству, патриотизм, готовность бороться за его процветание;

- выработка активной жизненной позиции, целеустремленности, умения преодолевать трудности ради достижения высоких целей;

- познание Природы, воспитание любви к ней, умения жить в союзе с Природой и умения при необходимости ее грамотно защищать, овладение экологическими знаниями и т.д.

Как видно из этого перечисления, практически все эти критерии взяты из Школы Будущего И.А.Ефремова. Основным методом осуществления поставленных целей выбраны: совместный творческий поиск истины, глубокий исторический поиск достоверных сведений (с посещением изучаемых объектов, мест), духовное проникновение в реальный мир писателя через живое общение с местностью (окружающей его природой), исторически связанной с его творчеством, предметами быта, людьми и, если возможно, героями его произведений.

Глубокое изучение очередного классика обязательно должно начинаться или заканчиваться посещением (изучением) мест, исторически связанных с его именем или местом действия героев.

И вот в 1996 году в связи с предстоящим юбилеем И.А.Ефремова было решено посвятить этот год глубокому изучению литературного творчества, а по возможности и научных трудов И.А.Ефремова. Взялись серьезно, с анализом произведений, подготовкой стенда по биографии писателя, с изучением маршрутов его геологических и изыскательных экспедиций. Сперва исчезли все книги Ивана Антоновича из городской и школьных библиотек, затем опустели полки частных и личных собраний — класс изучал Ефремова.

И чем больше и глубже мы проникали в творчество писателя, тем большее воздействие он оказывал на нас, тем больше мы поражались соответствию идей, моделей, направлений, развиваемых им на страницах его произведений, с теми, к которым пришли мы в своем коллективе, или нашими проблемами, которые мы только осознали и еще не понимаем, как их можно решить. Многие его идеи буквально уже несколько лет прорабатывались в нашем объединении, некоторые наши чисто интуитивные поиски и сложные решения оказались досконально проработанными и четко расписанными в философских исканиях писателя. Но самое главное то, что в трудах И.А.Ефремова мы нашли полное подтверждение правильности выбранного пути и актуальности поставленных нашим объединением задач и целей. Большое впечатление на ребят произвели его ранние рассказы и отчеты о первых экспедициях. Поражал юношеский задор, настойчивость молодого изыскателя, его разносторонняя одаренность и целеустремленность - есть чему поучиться.

А к новому году появилась и оформилась основная идея: подготовить памятную доску, используя современные технологии (долговечную, не менее чем на 100 лет), установочный знак и поставить их на "гольце Подлунном имени И.А.Ефремова", расположенном в Южной Якутии, в северной части хребта Удокан. Голец был впервые нанесен на карту Ефремовым, в одной из его самых сложных зимних экспедиций, о которой он писал в рассказе "Голец Подлунный" так:

"В Восточной Сибири есть Витимо-Олекминский национальный округ... Недоступность и безлюдье этих мест исключительное. До самого последнего времени путешественники здесь не бывали... мне пришлось первому пересечь это белое пятно на карте..."

Разработка макета доски, установочного знака, поиски архивных материалов по якутским экспедициям, карт, документов и ... обсуждение его романов, рассказов, написанных под впечатлением этих экспедиций, философские обобщения, выводы, предсказания и открытия - все это захлестнуло школьников, родителей, учителей вихрем творческой энергии. Установка памятной доски в честь 90-летия ученого, писателя, первопроходца БАМа И.А.Ефремова именно там, именно на гольце, названном его именем, стала главной движущей силой объединения в 1997 году, основной его целью, нашим долгом перед писателем, открывшим нам самих себя. Так близки и понятны стали нам его слова: "Человек та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая это на сотни лет в будущее..." Так Ефремов из прошлого помогал нам сейчас делать это.

И мы решили идти до конца, по-ефремовски преодолевая все препятствия. А их на нашем пути оказалось немало. Дел хватило всех. Занимались памятной доской (решая вопрос долговечности покрытия), установочным знаком, оформлением плакатов, значком и эмблемой экспедиции. Даже сложнейшую для нас финансовую проблему (в городе работникам института не платят зарплату по 6-8 месяцев) решили не совсем обычным способом. Чтобы заработать себе на дорогу, ребята взялись распространять препараты против насекомых и немного заработали на этом. Часть средств как общественному объединению выделила городская администрация. Ведь мы все-таки официально зарегистрированное молодежное объединение, и в городе на хорошем счету. Работали по всем направлениям: шили экипировку, запасались продуктами (сушили сухари) и... проводили вечера, встречи, посвященные И.Ефремову. Времени не хватало, но все-таки в мае смогли сходить в байдарочный поход по ближайшей речке а в июне и в экологический поход.

Но вот все готово: проверены и упакованы рюкзаки, общественное снаряжение, жаль только, что не всем удалось поехать. Но 22 человека были полностью готовы к предстоящим испытаниям.

И вот отъезд. Автобус домчал нас до ближайшей станции, затем ночная посадка в поезд, который на этой станции стоит всего-то 2 минуты. Но и их вполне хватило, чтобы по цепочке быстро закинуть все снаряжение, занять места самим и перевести дух. Правда последнее уже под мерный стук колес. Плацкартный вагон, ставший домом на несколько дней, открыл нам необъятные просторы нашей Родины, а вместе с тем и обнажил все болезни и раны затянувшегося переломного периода. Это стало сильно заметно за Уралом и особенно на БАМе. Ребята открывали для себя географию страны, леса и степи, хребты и сопки, города, поселки и деревеньки, великие реки, озера и людей.

Экспедиция "Подлунная-3" в чарских песках

Люди, меняющиеся на каждой станции, оставляли в нашей памяти и дневниковых записях свои мечты, нравы и традиции, легенды и подлинные исторические сведения, свои беды, тревоги, озабоченность будущим. Прогрохотали по мостам всех великих рек России и вот, наконец, необъятным ярко-синим с золотыми искрами солнца простором задержался за окнами Байкал (слишком огромен, чтобы просто промелькнуть). Ну а дальше потянулись сплошные горные хребты и тоннели, тоннели... Вынырнув из очередного Кодарского, мы окунулись в дождливую пелену Чарской котловины. Сквозь нее с трудом проглядывалось озеро Леприндо, исток реки Чара. Все вокруг нам было уже знакомо по произведениям И.Ефремова, по его отчетам и документам. На языке вертелись странные названия, которые теперь уже звучали, как музыка долгожданной встечи с Автором и его героями: Калар, Кодар, Чара, Удокан, Леприндо, Тарын и Аммудига. Именно здесь 27-летний изыскатель И.Ефремов в 1934-35 годах руководил сложнейшей зимней экспедицией, именно здесь, "в Чарской котловине было произведено пересечение котловины по длинной оси, затем несколько пересечений по короткой оси из котловины в нагорье, в область хребтов Удокан и Кодар..." (из отчета И.А.Ефремова о работах Верхне-Чарской партии 1934-35гг.).

Партия Ефремова пересекала котловину по длинной оси зимой, когда все реки и болота были закрыты толстым слоем снега, мы же решили повторить этот маршрут летом, но именно летом возникли свои трудности... Лето в этом году оказалось чрезвычайно сырым, да и как сказали местные жители, "его в этом году еще и не было"..., а уже конец июля!

Поэтому по всему маршруту в Чарской котловине, практически с первых шагов маршрута, мы вынуждены были преодолевать сплошные водные преграды: болота, реки и речушки под осатанелый звон комаров и мелькание мошек, беспрерывно раздеваться, переодеваться, отжиматься и даже иногда сушиться. Отрадным местом в этом болотном кошмаре стала знаменитая Чарская пустыня, где пришлось брести не по воде, а по сыпучему песку, зато ветерком обдувало гнус. Местность труднодоступная, но своей уникальностью привлекающая людей. Сюда добираются, используя вездеходы и даже вертолеты, и конечно сильно загрязнили некоторые участки. Ребята не смогли вынести такого вандализма и провели экологическую акцию по уборке местного мусора и приведению в "ботанический вид" уникального образования — оазиса с чистым и теплым озером Аленушка. День отдыха в том оазисе, и опять окунулись в болота и дождливую морось, лишь изредка разгоняемую холодным ветром. Затем короткое пересечение в область хребта Удокан, сквозь ледяную воду ручьев и речек, скользкий ягель и россыпи курумника на склонах гор, и все это с тяжелыми рюкзаками за спиной, с утра до вечера, изо дня в день почти два десятка дней! И вот базовый лагерь установлен в заданном районе. Несколько дней изнурительных суточных разведок для точнейшего определения Гольца и варианта возможного восхождения на него всей группы.

Наконец-то все было подготовлено и многочасовой бросок восходителей к вершине, в этот день свободной от облаков, благополучно закончился на вершине, где на среднем зубце и был установлен памятный знак с плитой:

"И.А.Ефремову: ученому, писателю, первопроходцу БАМ.

В честь 90-летия."

Голец Подлунный

Нас окружали остроконечные гольцы, а вдали открывалась панорама реки Токко, где в далекие 30-е годы проходил небольшой отряд первопроходцев. И мы не могли в этот момент не вспомнить слова Ефремова из рассказа "Голец Подлунный":

"Наш караван из семи нарт с четырьмя запасными оленями быстро двигался по замерзшей реке, и все большая часть долины реки Токко наносилась впервые на географическую карту".

А мы как раз и стояли на вершине гольца Подлунного, впервые нанесенного на карту его рукой.

К концу спуска нас достал дождь, который потом лил не переставая целые сутки. В конце этих суток выглянувшая на миг из пелены облаков вершина была уже белой! Затем почти целый день была нормальная погода, и мы удачно успели преодолеть главный водораздельный перевал Удокана. И хотя после этого хороших дней уже не было, но и в сплошной пелене дождя или в дождевой туче нас не покидало хорошее радостное настроение. Цель достигнута, знак установлен на вершине Подлунного! Так и шли до БАМа в этих низко нависших облаках и несли на своих плечах, как шутили еще некоторые, неунывающего товарища. Просохнуть нам удалось только на Байкале, нельзя было проехать мимо этой жемчужины Сибири, и здесь нам благоприятствовала погода, люди и обстоятельства. Здесь, на берегу "Священного моря", у одного из наших поэтов родились строки:

"Хотя и много лет минуло,
Как он писал и говорил,
Но кто же, если не Ефремов,
Нам это лето подарил?!"

Надо ли говорить о том, какой запас энергии, уверенность в себе, жизненную и духовную силу привезли ребята из экспедиции, как они повзрослели и изменились! И можно быть уверенным, что эти ребята оправдают надежды универсальных мыслителей XX века, И.Ефремова и В.Вернадского, мысли, чувства и помыслы их будут чисты и не загрязнят вод океана ноосферы.

Еще в экспедиции у ребят появились предложения продолжить экспедиции в следующие годы, и уже появились желающие примкнуть к нам ребята из школы туристско-экологического образования города Северобайкальска, и мы думаем, желающих нашлось бы много.

Идти маршрутами Ефремова в "школу будущего" духовно и по земле, изучая, внедряя его идеи в жизнь и пропагандируя свои достижения на этом пути, что может быть благороднее и действеннее для осуществления великих замыслов! Для активизации этих действий и объединения всех друзей Ефремова для работы в этом направлении мы обращаемся к Вам, молодые, словами Ефремова: "Все, кто думал и работал в этом направлении, все, обладающие сходными мыслями... высказывайтесь!" Объединимся в Великое Кольцо друзей Ефремова!

Будущее будет таким, каким создадим его мы!


* Малышев Николай Петрович — сотрудник ВНИИЭФ, председатель поискового историко-литературного объединения "Дорога Ветров".