Материалы I Международного симпозиума "Иван Ефремов - учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы".

(Пущино-на-Оке, Биоцентр РАН, 10-12 октября 1997 г.)

М.C. Листов

ПРИШЕЛЕЦ ИЗ БУДУЩЕГО

"Человек — та же вселенная, глубокая, таинственная, неисчерпаемая. Самое главное — найти в человеке все, что ему нужно теперь же, не откладывая этого на сотни лет в будущее и не апеллируя к высшим существам из космоса..." — писал Иван Ефремов, выдающийся ученый, мыслитель, писатель-фантаст. "В прирожденных особенностях — объяснение разности людей — эта разность усиливается средой обитания, которую сам человек тоже изменяет, реагируя на нее не одинаково, а соответственно врожденным способностям, — размышлял он в переписке с юным другом. — Разумеется, что немалое значение имеет случай, и то, что мы зовем судьбой, а что на самом деле является на 75% социальной обстановкой, в которой воспитывается человек. В этом главная трудность создания хорошего общественного устройства... Важнейшее достоинство юного возраста — это ощущение безграничности жизни... Поэтому юность может безрассудно тратить силы и время на собирание крох красивых ощущений, предаваться сильнейшим переживаниям по поводу того, что неромантическим людям покажется форменным пустяком. Но так и нужно — как же иначе, как сорвать свой венок, как вырвать красоту из тягучей и не всегда удачной жизни, как получить к пожилому возрасту драгоценный опыт правильного выбора людей, поступков и вещей? Опыт, впоследствии заменяющий столько сил, что и без юной энергии можно жить по-молодому, — ведь в этом и есть секрет нестареющих душ... Откровения замечательного фантаста, рассыпанные на страницах его писем и книг, помогли в жизни великому множеству людей обрести свой идеал, выстоять в самых сложных ситуациях, и особенно, молодежи... Воспитательное значение его книг огромно.

Имя Ивана Ефремова осознается в ряду таких универсальных мыслителей нашего XX века, как К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский. Профессор Ефремов сделал не только достойный вклад в науку, а также предвосхитил крупнейшие открытия будущего, такие как создание голографии, нахождение алмазов в Сибири, промышленное освоение дна морей и океанов, проникновение в наследственную память и т.д., опираясь на энциклопедические знания, феноменальную память и могучее воображение... Он первым поднял на должную высоту в художественной литературе вопрос о воспитании нравственности и морали человека будущего!

Всемирную славу Ефремову принес его социально-философский роман "Туманность Андромеды", предвосхитивший начало космической эры — запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году...

Юрий Гагарин на второй день после приземления назвал Ивана Ефремова среди своих любимых писателей, а в воспоминаниях писал: "В библиотеке появилась новая книга «Туманность Андромеды». У себя в комнате мы читали ее по очереди. Автор посмотрел в будущее глазами ученого и художника, попытался первым показать жизнь через тысячелетия... И люди там интересные, и проблемы затронуты большие. А главное — вера в прогресс, в поступательное развитие общества".

Сегодня грандиозная гипотеза Великого Кольца миров во вселенной, развивающая и углубляющая концепцию великого Циолковского о множественности миров, всесторонне обоснованная Ефремовым в романе «Туманность Андромеды», серьезно обсуждается на международных симпозиумах по связи с внеземными цивилизациями. Французская газета «Трибюн де насьон» от 20 февраля 1959 года писала о романе советского фантаста, что он войдет в мировую литературу наравне с романом Уэллса. "...Вероятно, впервые научная фантастика заинтересовалась самим человеком... «Туманность Андромеды» представляет и другой интерес. Из нее мы видим, какова цель человеческого существования после того, как исчезнет опасность войны и экономическая борьба. Это не химерические устои, а прозорливое провидение лучшего будущего".

Ефремов поражал современников глубиной философских взглядов, диалектическим пониманием сложности земной эволюции. Навсегда сохранился в памяти образ этого удивительного человека — могучего, уравновешенного, независимого в мыслях и поступках, знающего истинную цену слов, всегда готового поделиться своими необозримыми и точными познаниями. Поклонник красоты, он сам был красив во всем.

Чем же важен сегодня для нас Ефремов, его творчество?

Изучение прошлого для него является ключом к пониманию будущего. Мысли и произведения Ефремова имеют непреходящее значение, глубинную связь с современными общечеловеческими проблемами. Особое место в его творчестве занимают вопросы воспитания гармонично развитой личности.

"Великая педагогическая задача научной фантастики, — писал он, — показать неисчерпаемость научного поиска, научить людей его великой радости. Литература в этом смысле еще не сказала своего слова - и старая, и новая, и западная, и советская. Литература еще живет старыми конфликтами и понятиями: столкновение нормального человека с ненормальными общественными условиями либо обратное соотношение.

Литература будущего должна показать нормального человека в нормальных общественных условиях. Смешно было бы думать, что это приведет к так называемой "бесконфликтности". Конфликт перейдет в высшую сферу поиска, научного и художественного творчества, любви.

Писатели — я говорю о больших писателях — великие маги, и в этом их огромная сила, и политическая, и эмоциональная..."

Педагогика будущего Ивана Ефремова — отдельная большая тема, еще ждущая своих исследователей. Вот как видится она в кратком изложении молодых болгарских ученых из Клуба прогностики и фантастики имени Ивана Ефремова:

"Тема человеческого будущего, занимающая основное место в произведениях писателя и мыслителя, естественно и неизбежно приводит его к вопросу о формировании личности человека. В ефремовской модели педагогики достигаются такие оптимальные соотношения "учитель-ученик" и "учитель-обучение", при которых обучение превращается из принуждения в желание и стремление ученика. Большое место и значение придается общественному воспитанию детей в школе, состоящей из трех Циклов, с обязательным шефством старших учеников над младшими, системой взаимоотношений разных возрастных групп, возможностью периодически менять обстановку обучения и работы. Особенное внимание уделено развитию творческого воображения, оптимального сочетания умственного и физического труда и их интерпретации. Школы в модели Ефремова располагают последними сведениями об открытиях и научных теориях. Обучение динамично и имеет обратные связи с обществом, с передним краем социального развития. В ефремовской "школе будущего" формируются люди с творческим мышлением, устремленные к качественному развитию личности. Большое значение придается эстетическим и нравственным критериям, историзму в мышлении. Уникальной является система Геркулесовых подвигов, сочетающих одновременно экзамен на зрелость и формирование трудовых навыков в экстремальных условиях, подчиняя это новым социальным ценностям".

Независимо от исторической эпохи — будь то глубокая древность или космическое будущее — феномен человека всегда остается главным содержанием ефремовского творчества. Однако существует особенность, отличающая Ефремова от большинства мыслителей и писателей-гуманистов. Это стремление понять человека с помощью образа женщины.

Отношение к женщине в любой социальной структуре — это критерий социального и культурного прогресса человека, критерий того, в какой степени человек успел "очеловечиться" в своей исторической эволюции.

Поэтому не случайно легло на стол Ефремова однажды письмо выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского:

"Дорогой Иван Антонович!

Получил от Вас роман «Час Быка» с дарственной надписью: безмерно счастлив. Я давний поклонник Вашего творчества... «Туманность Андромеды» я прочитал четыре раза. Это не пристрастие к фантастике, а стремление еще и еще раз пережить, перечувствовать глубину мыслей, которых у Вас обилие и в строчках и между строчками...

Ваша фантастика восхищает своей правдивостью. Я влюблен в Ваших людей будущего — честных, правдивых, ярких, «сильно выраженных»..."

Ефремов вспоминал, что его "заставила обратиться к фантастике ограниченность науки, ее чрезмерная рациональность, отсутствие в ней эмоциональной стороны... А это огромная часть жизни, человеческого существования, которая должна получать выход, находить удовлетворение. Нарушение этого баланса, хрупкого равновесия над безднами... неизбежно разрушает человеческую личность и невосполнимы потери человека, если какая-либо сторона подавлена. Сочетание разума с эмоциями, науки и поэзии — это и есть, собственно, сущность научной фантастики".

Все сложнее становится учителям говорить напутственные слова на выпускных вечерах. Куда позвать тех, кто выходит в большую жизнь? Чем жить им, на что опереться в том грандиозном распаде, что охватывает все вокруг? Рано или поздно материальные проблемы будут решены. Только снимет ли это остроту нравственного дефицита, который мы ощущаем все сильнее с каждым днем? Вот проблемы, которые волнуют современных воспитателей. Те, кто глубоко постиг творческое наследие Ивана Ефремова, убеждены, что есть в нем нечто очень перспективное, спасительное, что поможет молодежи и обществу выйти из этого духовного кризиса, в котором мы оказались. В исканиях удивительного фантаста, историка, мыслителя, призванного не отвлечь, не позабавить юные умы, а приковать внимание к еще неразгаданному, непостигнутому, есть главное, насущное, — та надисторическая и вместе с тем сегодняшняя «связь времен», без которой дальше ни общество в целом, ни отдельная личность развиваться не могут.

Анализируя творчество Ефремова, следует отметить, что три романа его: «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы» и «Час Быка» — составляют некую пирамиду, вершина которой, «Туманность Андромеды», опирается на два основания. Одно из них — «Лезвие бритвы» — о всесторонней подготовке каждого человека, причем сейчас, сегодня, к жизни в новом обществе, а второе — «Час Быка» — о труднейшем и драматическом пути изменения общественной мысли и тех общественных условий, без ломки которых невозможно распахнуть двери в будущее...

В одном из романов Ефремов говорит, отдавая дань уважения В.И.Вернадскому: "Самый великий ученый нашего времени и один из величайших во все времена, наш соотечественник Вернадский, ввел понятие ноосферы — суммы коллективных достижений человечества в духовной области, мысли и искусства. Она обнимает всех людей океаном, формирующим представления о мире, и надо ли говорить о том, как важно, чтобы воды этого океана оставались чистыми и прозрачными. Все усилия творческих людей должны быть направлены сюда, и нужно не только создавать новое, но и не позволять пачкать прежнее, вот еще одна громадная задача на пользу всему миру".

Он стал одним из первых, кто в художественном творчестве обратился к разработке этических основ ноосферной концепции, имеющей сегодня глобальное значение для судьбы мира, всей нашей планеты.

Ефремова называли "пришельцем из будущего"...

"Не смутить, не отравить нас лжеидеалами, а спасти наши души явился он, чтобы сказать: "Человек — прекрасен! Я — это знаю! Дорога к нему, ЧЕЛОВЕКУ — есть!" Ее разыскала пытливая мысль ученого, следуя за мечтой писателя", - отмечал известный педагог-новатор Е.Н. Ильин.

Предлагаем вниманию читателей сборник материалов, составленный по итогам первой части симпозиума, где началось обсуждение многообразного творчества И.А.Ефремова. Симпозиума, проходившего под девизом из «Туманности Андромеды»:

- Все, кто думал и работал в данном направлении, все обладающие сходными мыслями и отрицательными заключениями, — высказывайтесь!


*Листов Мстислав Степанович - летчик-испытатель, киносценарист, автор сценария фильмов "Откровение Ивана Ефремова", "Посол Будущего".