Материалы I Международного симпозиума "Иван Ефремов - учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы".

(Пущино-на-Оке, Биоцентр РАН, 10-12 октября 1997 г.)

Андрей Кушнир, Кирилл Страбыкин

ИДЕИ ЕФРЕМОВА И СОВРЕМЕННОСТЬ

В нашем докладе мы попытаемся выяснить, чем может быть интересен ученый-палеонтолог и всемирно известный писатель И.А.Ефремов современному молодому поколению, то есть нам.

Конечно же, своими произведениями, ведь именно из них большинство людей узнавали и узнают об идеях Ефремова. Мы условно разделяем их на две группы: произведения, в которых Ефремов выдвигает свои идеи о взаимоотношениях внутри общества, и произведения, в которых Ефремов показывает путь какого-нибудь открытия. Остановимся подробней на второй группе произведений. Большую ее часть составляют рассказы. В некоторых рассказах Ефремов выдвигает серьезные научные гипотезы. И среди них существуют гипотезы, которые уже подтвердились. Например: существование алмазов в Якутии и месторождений ртути на Алтае, идея голографии, которую он подсказал профессору Денисюку. Не означает ли это, что они уже утратили свою ценность для читателя? Нет, ведь произведения Ефремова, кроме своей научной ценности, безусловно, имеют и художественную ценность. Эти рассказы построены таким образом, что читатель проходит весь путь с главным героем, становясь при этом как бы соавтором открытия. Причем это открытие является не просто везением, а итогом долгой и упорной работы, то есть, как это чаще всего и бывает в жизни, любому открытию предшествует долгий и упорный труд.

И Ефремов не был исключением из этого правила: все его научные открытия и предвидения были результатом исследований, безупречного знания и систематизации накопленных материалов. Если он не видел в существующих фактах доказательства какой-либо гипотезы, то он не считал ее верной. Так, например, гипотеза о возможности существования в XX веке «снежного» человека не была воспринята Ефремовым как соответствующая действительности. Поэтому каждая даже самая фантастическая идея Ефремова имеет под собой реальную основу.

Кроме своих идей, И.А.Ефремов оставил о себе память как о трудолюбивом и целеустремленном человеке.

Сейчас, когда у молодого поколения нет достойных идеалов для подражания, Ефремов своими личными качествами мог бы послужить примером для молодежи. Ведь общеизвестно, что Ефремов работал по 14-16 часов в сутки и считал это само собой разумеющимся. Уже в молодости он поражал окружающих целеустремленностью и упорством. Вспомним его экспедицию 1934 года, где, несмотря на мор так необходимых для экспедиции оленей, он все-таки смог провести геологическую разведку; или его монгольские экспедиции, в которых, невзирая на неблагоприятные природные условия, он сумел выполнить поставленную задачу.

Кроме всего прочего, И.А.Ефремов всегда систематизировал полученный материал. Если бы не эта черта его характера не было бы научных открытий и предвидений, таких как обнаружение алмазов в Якутии. Сам Ефремов писал об этом следующее:

«...Секрет этого удивительного на первый взгляд прогноза прост: будучи сибирским геологом, я, несколько лет занимаясь тектоникой древних щитов, подыскал геологические условия, очень близкие с южноафриканским щитом, после того как многие годы изучал Африку. В рассказе я придумал находку трубки геологическим отрядом, в приключения которого вложил испытанное в собственных маршрутах, как то сделал в «Гольце Подлунном». Разумеется, я принял во внимание все известные к тому времени факты: существование зоны повышенного давления под Сибирской платформой, аномалии силы тяжести и пластовые интрузии тяжелых основных пород, описал, что основными спутниками алмаза должны быть алые гранаты — пиропы, а вмещающими породами — кимберлиты...»

Вообще многие ученые говорили о том, что в России существуют месторождения алмазов, но только Ефремов, проанализировав все известные на тот момент материалы о месторождениях, смог указать почти точно место, где находятся алмазы.

Этот пример нам ясно показывает, что может дать воплощение идеи о рационализации усилий человека при работе в различных областях деятельности. Эту идею он вместе с другими идеями об устройстве общества будущего высказывает в своих крупных произведениях, таких как «Туманность Андромеды», «Час Быка».

Нам особенно запомнилась мысль, изложенная в романе «Час Быка» о том, что прогресс общества — это духовное развитие, которое, в свою очередь, возможно в будущем только при увеличении престижности профессий, обращенных к детям — будущему человечества, то есть профессий учителей, врачей. И действительно, если технический прогресс мы сейчас реально ощущаем, то относительно духовного прогресса так однозначно сказать нельзя. Вообще духовный прогресс идет гораздо медленнее, чем технический, а зачастую совсем отсутствует. В этом смысле воплощение идей Ефремова может дать реальный толчок духовному развитию общества уже в XXI веке. И первое на этом пути, что должно быть сделано, - это увеличение в образовательном процессе доли истории. Ведь что, как не знание истории, может позволить в будущем избежать многих ошибок, уже совершенных человечеством. Хотя это общеизвестный факт, но человечество не применяет его в жизни. Яркий тому пример в нашей стране — войны на Кавказе, которые были и в середине XIX, и в конце XX века, и до сих пор положение там не стабилизировалось.

В связи с последними событиями в стране, когда из жизни людей исчезла глобальная цель их существования — строительство «светлого будущего», идеи Ефремова дают не только ориентир, но и уверенность в себе, и в завтрашнем дне общества. Итак, подведем итог. Хотя идеи Ефремова высказаны в середине XX века, они не устарели по сей день, и, судя по всему, не устареют и в будущем.

* Кушнир Андрей — ученик 11 класса гимназии 15, г. Саров. Страбыкин Кирилл — ученик 11 класса гимназии 15, г. Саров, участник экспедиции «Подлунная-3».