Материалы I Международного симпозиума "Иван Ефремов - учёный, мыслитель, писатель. Взгляд в 3-е тысячелетие. Предвиденья и прогнозы".

(Пущино-на-Оке, Биоцентр РАН, 10-12 октября 1997 г.)

Илья Андреев

КРАСОТА СПАСЕТ МИР?

Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?
Была ли ты? Есть или нет?
Омут... Стремнина... Головокруженье...
Бездна... Безумье... Бред...
Все неразумно, необычайно...
Взмахи побед и разрух...
Мысль замирает пред вещею тайной,
И ужасается дух.

Это о России сказал Максимилиан Волошин. Однако, мне кажется, слова эти как нельзя лучше говорят о тайне каждого человека: тайне смысла его существования, над которой бились люди на протяжении многих веков.

Так же как и раньше, и поныне создаются одни системы взглядов (мировоззрения), на смену им приходят другие. Среди этого всемирного нагромождения философий, учений, часто противоречащих друг другу, нельзя не выделить работы Ивана Ефремова, которые, на мой взгляд, достаточно интересны.

Основным понятием, на котором основано его мировоззрение, является понятие о красоте, которая, по мнению Ефремова, является стержнем нашего мира. Обращения к красоте все объединяющей были и до него. Нельзя не вспомнить знаменитые слова Ф. Достоевского: «Красота спасет мир», кроме того, в пример можно привести произведения Чехова, Тургенева, Бунина. Но Ефремов пошел дальше, он возвел красоту, движение к ней в ранг закона природы, по которому идет вечное движение вперед и человека, и человечества, и вселенной вообще.

Красота, по его мнению, — это такое состояние вещей, которое привлекательно со всех сторон, вечная середина. Поэтому он рисует общество людей Земли, которое смогло отказаться ото зла совсем, в котором найдется место каждому. Так Ефремов соединил мир в красоте, чтобы стало возможным реализовать в жизни потенциал каждого человека. Гармония между целым и частным, отдельным человеком и сообществом людей — вот что характерно для этого сконструированного мира. Возможным это стало только благодаря глубокой внутренней самодисциплине человека, обретению им чувства меры и трудолюбия, а оттого внутренней свободы.

В общих чертах Ефремов наметил и путь к этому обществу, который лежит через трудности преодоления собственного эгоизма человека, обретение внутренней гармонии. Это путь самосовершенствования, труда над собой.

Вспомните чеховское: «надо по капле выдавливать из себя раба», и согласитесь тогда, что путь этот был близок во многом русским классикам.

Путь этот трудный, долгий, но давайте вместе с Иваном Ефремовым посмотрим на человечество, которое преодолело уже большую часть его. Перед нами книги «Туманность Андромеды», «Сердце змеи», «Час Быка». Давайте попробуем глубже увидеть человека, который там изображен.

Когда все препятствия, мешающие человеку стать Человеком с большой буквы, уничтожены, встает вопрос о его душе, а, значит, можно говорить и о гуманности этого человека. А гуманность только тогда может проявиться, когда человек общается не с равными себе по уму и силе, а с людьми слабыми и несовершенными.

Встреча эта и описана Ефремовым в романе «Час Быка». Перед ушедшим далеко вперед человечеством Земли неожиданно появляется целая планета, заселенная их далекими родственниками, по известным признакам зашедшая в тупик и остановившаяся в развитии. Перед экипажем «Темного пламени» встает сложнейший вопрос о вмешательстве или невмешательстве в жизнь планеты. Возможно два пути: либо не вмешиваться в ее жизнь, дать ей самой попытаться выйти из кризиса, либо вмешаться и помочь, указать нужный путь.

Земляне выбрали второе.

А теперь вспомним легенду об искушении Христа. Пусть это не покажется вам странным. И перед Иисусом стоял тот же выбор. Вспомните как искушал его Сатана в пустыне. Властью над миром искушал. Убеждал его, что только тогда, когда он, Иисус, примет эту власть, все человечество изменится, станет чище. Но что же?! Иисус отказался от этой власти дав человеку при этом самое драгоценное — свободу выбора. Он понимал, что за ним пойдут лишь единицы, большинство же, растратив свой дар по мелочам, не познает красоты. Он это знал, но не принял власти, потому что более всего заботился о душе человека. С горечью понял, что только пройдя труднейший самостоятельный путь развития, человек поймет истину и красоту, тем самым сбережет свою душу.

Этого не поняли на Тормансе люди с далекой Земли. Они посчитали гуманным вмешаться в чужую жизнь на том только основании, что без их действий «Час Быка» на Тормансе затянется на долгие века. И они по-своему правы. Но их гуманность — социальная гуманность, не более того.

Нельзя забывать, что человек будущей Земли — человек общества, потому-то, предъявляя огромные требования к себе, он и от общества требует многого. Это вполне нормально на его Земле, но посмотрите, это накладывает свой отпечаток и на взаимоотношения с другими мирами. Землянин уверен, что знает предназначение человека, а потому видит в нем потенциальную возможность совершенствования, забывая о самоценности личности. Свои законы он предъявляет и всему миру. А не слишком ли много он требует? Вот вопрос, который сам собой напрашивается. И у землянина будет на него ответ. Он скажет, что это единственно правильно, целесообразно...

И станет ясно, что перед нами уже не тот человек, который сам вытравлял из себя ложь, находясь в лживом мире, не тот, понимающий цену другим людям и чужим страданиям, а иной, который один не выкарабкивался из инферно и не с тяжелой болью старался «по капле выдавливать из себя раба». Он воспитан обществом. Он тоже прошел путь самосовершенствования, но уже имея перед глазами многочисленные примеры этого пути. Потому он не понял до глубины горечь его и не понял главного.

Красота спасет мир?

Вспомните же, какое потрясение, ужас испытали астронавты «Темного пламени» при столкновении с реальной жизнью Торманса. А ведь именно из такой среды и вышли их предшественники, потому и понимали они больше, и гуманнее были, и выше духовно.

Те люди, которые описаны Ефремовым в романах «Час Быка» и «Туманность Андромеды», вобрали в себя только самое поверхностное, внешнее из того, что было в самосовершенствующемся человеке прошлого.

Они не прошли через тяжелейшие испытания: одиночество и полное непонимание окружающих. А не переварив горечь этих испытаний, не пройдя третью, важнейшую ступень, они и не поняли главного — мечущуюся душу человека. Человечество будущего, описанного Ефремовым, - это отражение сильных душой людей прошлого в кривом зеркале.

«Но чем же плохо это общество?» — могут задать последний вопрос.

Ничем. Оно благополучно, а значит не хорошо и не плохо. Человек получил возможность творить, но заменил при этом свою духовность и совесть одним простым чувством меры, соразмеренности. А потому духовно деградировал. И вспомним теперь Иисуса, который отверг восхождение всех сразу с его помощью. За душу человека он боялся, боялся, что в душе красоту настоящую заменят целесообразностью, то есть не чем иным, как сообразностью целям.

И был прав.

Красота... Что же это такое вообще? Почему спорят о ее предназначении в мире? Хотя никто не спорит с тем, что красота — это гармония. «Красота спасет мир...» От чего спасет? — В который раз задаемся мы этим вопросом. Кого спасать? Кому спасать? — Бесполезные вопросы.

Пока жива красота в мире, жив и он сам. Она его соединяет, сберегает от совершенного разрушения, дает человеку надежду. Красота не спасает мир от какой-то напасти, четко определенного зла. Она не доктор. В узком смысле этого слова. Она не выписывает рецептов! А именно это попытались сделать люди Земли на Тормансе.

Красоту спасать надо в мире, — и тогда спасетесь сами.


* Андреев Илья — ученик 11 класса гимназии 15, г. Саров, участник экспедиции «Подлунная-3».