Ольга
Ерёмина и Николай Смирнов
Углич
Великая
река Волга издавна обживалась русскими людьми. Однако в представлении
современного москвича Волга начинается не раньше Ярославля, а то и Нижнего
Новгорода. Огромное количество старинных городков и значимых для русской
истории мест расположено на Верхней Волге, между Тверью и Ярославлем. Один из
самых известных городов Верхневолжья - Углич.
Углич
небольшой - тридцать восемь тысяч жителей. Рядом на Волге стоит ГЭС. Волга уже
здесь выглядит внушительно, направляя своё русло почти точно на север – к
Рыбинскому водохранилищу.
Сразу
обращаем внимание на резкий контраст – город ухожен только в той части, где
бывают иностранные туристы. Вечером улицы с площадями пустынны. Утром и днём
туристы идут нескончаемыми процессиями из теплоходов, местные же рукодельники и
торговцы сувенирами стоят рядами не менее плотными и предлагают свой обычный
набор – от русской одежды и малахитовых пирамидок до дагестанских сабель и
картин.
Перед
революций город был в три раза меньше, однако гораздо ухоженнее – из десяти
тысяч жителей полторы тысячи являлись купцами, заботящимися о благообразии
внешнего вида. В вечернее время улицы освещались керосиновыми фонарями,
существовала в городе и телефонная линия, а также добрый десяток гостиниц. При
этом только в начале ХХ века появилась нумерация домов - до этого
местожительство горожан значилось по номеру квартала (всего их было 72), улице
и фамилии домовладельца.
Знаменитые
в советские время часы «Чайка» делают именно здесь, а известный в столице
угличский сыр в местных магазинах почти не продаётся. Даже несмотря на
присутствие в городе – ни много, ни мало – научно-исследовательского института
маслоделия и сыроделия! На первый взгляд кажется, что местные жители совсем не
ощущают древность своих мест, – а первые упоминания об Угличе относятся к
седому 937 году. Территория на берегу Волги, застроенная старинными церквями и
палатами живёт как бы сама по себе, а остальной город – сам по себе.
Архитектурные памятники за пределами небольшого оазиса нуждаются в реставрации.
Странно было лицезреть ночную дискотеку в непосредственной близости от
исторического центра.
…Ночью долго шёл убаюкивающий
дождь. Под утро он закончился и далее возникал лишь спорадически. Честно
говоря, мы даже были рады такой погоде – всё вокруг менялось каждые пять минут,
тучи то наплывали слоистыми громадами, то растворялись в омытой синеве неба.
Волга отражала все эти изменения, белоснежные теплоходы ритмично подходили к
пристани и отходили от неё.
К нам,
узрев в нас русских туристов (повсюду были французы), подошла женщина, которая
зарабатывает тем, что по собственному почину проводит экскурсии по городу и
церквям. Мы разговорились с ней и узнали много нового. Один из поразивших нас
нюансов: всем известно выражение «Растекается мыслью по древу» (в оригинале –
«растекашется мыслию по древу») - одно из тёмный мест «Слова о полку Игореве»,
которое трактуется по-разному. По мнению многих исследователей, под «мыслию»
скрывается название белки. В контексте памятника это звучит логично. По версии
нашей собеседницы, первоначально выражение звучало так: «Растекается мысью
по древу» и отображало собой процесс подготовки доски перед написанием иконы.
Мысь – это особое масло, которое наносили на доску, и эта «мысь» по древу, то
есть по доске, медленно растекалась. Соответственно, было время неторопливо
посидеть и подумать.
В
центральном храме, ставшем теперь музеем, висит икона, на которой Саваоф
(Бог-Отец) изображён в чалме. Там же – древо местных святых, причём все святые
почему-то сидят в цветках лотоса и, похоже, в одноимённых позах. Подобное
изображение индийских бодхисаттв можно увидеть в музее Востока. Многовековой
давности фрески смотрели на нас пристально и строго, призывая сосредоточиться и
отбросить всякое легкомыслие.
Отстраняясь
от внешнего мира, проникались атмосферой места. Угличское княжество с 1207 по
1219 годы входило в состав Владимиро-Суздальской земли, а в 1389 году (год
смерти Дмитрия Донского) было окончательно присоединено к Москве, хотя, судя по
документам, уже Иван Калита распространил на Углич московское влияние.
Но
историческую славу город приобрёл в конце ХVI века.
Во второй
половине XV века в Угличе построили кремль и княжеский дворец с тронной
палатой. Кремль стоял на острове, образованном Волгой, её небольшим притоком и
рвом, огибающим крепостные стены с юга. Теперь от кремля остались только
оплывшие валы и полузасыпанный ров. Однако до сих пор на территорию кремля
можно попасть лишь по кирпичному мосту. Сейчас здесь парк, среди которого
высятся несколько храмов, в которых размещается историко-художественный музей с
картинной галереей. Между зданиями две главные достопримечательности: Тронная
палата и церковь Спаса на Крови.
Тронная
палата с украшениями из фигурного кирпича, массивной полукруглой дверью из потемневшего
от времени дерева с причудливым орнаментом, празднично-яркой изразцовой печью и
фреской Христа Спасителя внутри была по преданию домом несчастного царевича
Дмитрия. Церковь Спаса на Крови выделяется необычным для храма бордовым цветом
и стоит у самой Волги.
Царевич
Дмитрий, 9 лет, был убит (убился?) в 1591 году. У Ивана Грозного было три сына;
Фёдор «умом слаб дюже», детей не имел; Дмитрия убили; Алексея убил сам Иван
Васильевич…
Прервался
род Рюриковичей, страна лишилась Хозяев, которые имели право ею владеть. И
теперь любой холоп типа Бориски Годунова мог стать царём! Помните комедию «Иван
Васильевич меняет профессию»: «Бориску? На царство??» А всё равно стал Годунов
царём. Представляете, какая смута в душах? И довольно скоро она выплеснулась наружу.
Бунты, самозванцы, иностранцы… До смерти последнего Рюриковича такого никогда
не было. Да ещё Страшного Суда ждали изо всех сил с 7000 по 7777 год по
православному летосчислению (с конца ХV по 60-е годы XVI века). Но Конец Света
тоже не наступил. Что делать человеку? Как жить? Кто виноват в обмане? Уже
тогда стали задавать такие вопросы, обратили взгляды и помыслы свои на землю,
разглядели, в чём жили до сих пор, и та-акое началось… Впрочем, с точки зрения
науки истории, не началось, а творчески продолжилось.
После
гибели царевича Дмитрия Борис Годунов был назначен расследовать преступление и
восстание горожан в 1591 году. К делу было привлечено свыше 180 человек. Смерть
царевича была признана случайной. Мать царевича была пострижена в монахини,
родственники подвергнуты опале. С мятежными угличанами Годунов поступил просто:
не мудрствуя лукаво, сослал всё население города поближе к Сибири – «на житьё».
Не только люди были наказаны: был сослан и колокол, что созывал людей на
площадь. Везли его зимой через всю Россию в Тобольск под усиленной охраной.
Интересно, что с экономической точки зрения колокол проще было переплавить, но
– не решились. Или же приоритеты были другие и символическое наказание
оказалось важнее, нежели экономическая выгода. Так что массовая депортация
известна в России задолго до ХХ века.
Сейчас
колокол висит в музее – внутри той самой церкви, что выстроена в память
невинноубиенного царевича, и кажется, что он хранит в себе отзвуки былых драм.
Поблизости
возвышается Воскресенский монастырь (XVII век) массивной громадой утвердившись
на земле и выдвинув в синее небо насаженные на плотные башни выпуклые ядра
луковиц. Колокольня вырастает тут же, из основного здания.
За
Воскресенским монастырём, перед самой плотиной неприметно существует «Музей
русской мифологии и суеверий», называемый в простонародье музеем нечистой силы.
Это музей частный, занимает всего пол-дома – две комнаты и коридор между ними.
Семья
питерцев-художников, Дарья и Саша, приехала в Углич по зову сердца несколько
лет назад. Они создали музей, уникальный сразу во многих отношениях. Во-первых,
большинство экспонатов сделала сама Дарья – а это восковые и тряпичные куклы в
соответствующей их статусу обстановке, картины, обереги. Много древностей X-XI
веков они с мужем обнаружили собственноручно в окрестностях Углича.
Саша -
непроницаемый флегматик с добродушной лукавинкой в глазах и бородой,
заплетённой в косичку - с таинственностью рассказывает обо всех представленных
персонажах (экспонатами их назвать язык не поворачивается, настолько живыми они
кажутся) и их многочисленных аксессуарах.
Особо
запомнилась нам девушка, решившая провести сеанс святочных гаданий перед
зеркалом, в результате чего к ней явился бес со зловещей улыбкой. А девушка-то,
чтобы установить контакт с зазеркальем, сняла с себя и крестик, и пояс, и все
прочие обереги. Единственное, что ей теперь остаётся, - воскликнуть: «Чур
меня!», то есть призвать языческого бога Чура (или Щура) – хранителя рода.
Старичок-Полевичок
среди колосьев с кузнечиком на посохе, Кикимора, путающая пряжу по простоте
душевной, Баба-Яга во всём великолепии – всё сделано с прочувствованностью
необычайной, обо всём тут рассказывается, приводится множество историй и
легенд. Саша повествует о героях народных представлений, будто добрую сказку на
ночь для детей читает. Совсем не страшно.