Иван Ефремов и Живая Этика


Николай Смирнов

Всегда перед Светом тьма застилает горизонт.

(Беспредельность, 577)

Первый закон Великого Кольца - свобода информации.

("Час Быка")

Сокращения:

ТА - "Туманность Андромеды";
ЧБ - "Час Быка";
ЛБ - "Лезвие бритвы";
О - "Община";
ЗнАЙ - "Знаки Агни Йоги";
Б - "Беспредельность";
С - "Сердце";
НВ - "Напутствие Вождю".

Примечания:

Большинство параграфов Живой Этики даётся в сокращении.

Большое количество прямых заимствований из Живой Этики в "Туманности Андромеды" представлено в статье А. Юферовой "Иван Ефремов и "Агни Йога"" (Наука и Религия, 1991, № 4, стр.40-44, link). Данный материал оригинален.

Глубокое сопоставление жизни Н. К. Рериха и И. А. Ефремова проведено в статье Т. Яламова "Космическая сингулярность" (Терра фантастика, София, Болгария, 2000, № 1. link).

***

При сопоставлении всякого течения мысли с другим таким же течением, следует прежде задаться вопросом о краеугольных камнях, связанных прежде всего с ключевыми терминами.

Свобода

Нужно проявить дисциплину духа, без неё не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для свободного она будет садом прекрасным - целебным.

Понимающий дисциплину духа поймёт направление огня и дойдёт до кооперации Общего Блага. Конец пути может быть освещён тысячью огней Общего Блага (НВ, 42).

Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа (НВ, 121).

Свободная воля служит предметом наибольших противоречий. Для одних она превращается в своеволие, для других в безответственность, для третьих в безумие самомнения. Только прошедший дисциплину духа может осознать, как сурова действительность подлинной свободы (ЗнАЙ, 222).

Действительность свободы сурова, но вы подготовлены к ней дисциплиной вашего воспитания и учения (Эвда Наль, ТА, "Школа третьего цикла").

Труд

Около понятия труда накопилось много наветов. Еще недавно труд презирался и считался вредным для здоровья. Какое оскорбление заключается в признании труда вредным! Не труд вреден, но невежественные условия труда. Только сознательное сотрудничество может оздоровить священный труд. Не только качество труда должно быть высоко, но должно окрепнуть обоюдное желание сделать условия работы яснопонятными. Нельзя проклинать трудом, нужно отличать лучшего работника (О, 11).

Скоро люди поняли, что труд - счастье, так же как и непрестанная борьба с природой, преодоление препятствий, решение новых и новых задач развития науки и экономики. Труд в полную меру сил, только творческий,   соответствующий врождённым способностям и вкусам, многообразный и время от времени переменяющийся - вот что нужно человеку (Веда Конг, ТА, "Эпсилон Тукана").

Чувство отсутствия специальности Наше чувство, ибо Мы живем для всего комплекса жизни (О, 14).

Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, готовить может себе блестящее будущее, но он будет воплощаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий земли. Синтез духа открывает все сферы (ЗнАЙ, 508).

В эпоху Великого Кольца считалось неполезным держать людей подолгу на одной и той же работе. Притуплялось самое драгоценное - творческое вдохновение, и только после большого перерыва можно было вернуться к старому занятию (ТА, "Река времени").

Мера будущего

Кто-то недомыслящий полагает - деды жили безо всякого огня и сошли на кладбище как почтенные граждане. Какое мне дело до огня! Пусть о нём думает мой повар...

Это ваша правда! А наша - это ограничение знаний: (Чойо Чагас, ЧБ, "В садах Цоам").

...Но мыслящий думает - откуда необъяснимые эпидемии, иссушающие лёгкие, гортань и сердце? Поверх всех причин есть ещё нечто, не предусмотренное врачами. Не условия жизни, но нечто извне косит толпы. Этим путём внимательных наблюдений можно прийти к заключению без предрассудков (ЗнАЙ, 441).

Агни Йога приходит ко времени. Кто же иначе скажет, что эпидемии инфлуэнцы должно лечить психической энергией? Кто же обратит внимание на новые виды душевных, мозговых и сонных заболеваний? Не проказа, не старая форма чумы, не холера страшны, к ним имеются предохранительные меры, но следует задуматься над новыми врагами, созданными современной жизнью. Нельзя к ним применять старые средства, но новый подход создастся расширением сознания  (ЗнАЙ, 492).

Существо врачевания, основанное на старых представлениях, отстало от жизни. <...> А врачи пытались лечить по старым канонам прежних темпов, другой напряжённости бытия (Эвиза Танет, ЧБ, "Стрела Аримана").

Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть мудрость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости и когда он заострён, он сливается в сферу синтеза (ЗнАЙ, 508).

...Мудрость - это сочетание знания и чувств (Чара Нанди, ТА, "Остров Забвения").

Нужно научиться сочетать знание прошлого со стремлением к будущему (ЗнАЙ, 575).

Всё творчество Ефремова.

Диалектика спирали

Нужно преобороть робость и почуять вихрь спирали, и в стержне вихря иметь мужество спокойствия (О, 89).

Полёт на ЗПЛ.

Мудро понимать спираль движения, ибо приложение энергии устремляет струю высоко, но закон тяготения осаждает уровень. Так слагаются ступени (ЗнАЙ, 328).

Главный центр торможения - Совет Экономики, переводящий всё на  почву реальных возможностей общественного организма и его объективных законов. Это взаимодействие противоположных сил, сведённое в гармоническую  работу: (Веда Конг, ТА, "Школа третьего цикла").

Ритм спирали возрастает пропорционально с восхождением (Б, 114).

Последний известный нам в истории виток спирали развития жизни оказывается очень туго скрученным: ("Космос и палеонтология")

Мера человека

Истинно, человек есть высшее проявление Космоса. Истинно, он выбран наречённым строителем и собирателем всех сокровищ Вселенной. Истинно, название "человек" означает утверждение творчества (Б, 25).

Чем совершеннее дух, тем неизбежнее сознаёт он всё глубокое страдание земной жизни, между тем Сам Я твержу вам о радости. Такая радость может быть в осознании дальних миров (ЗнАЙ, 152).

...Одному лишь человеку дано понимать не только красоту, но и трудные, тёмные стороны жизни. И одному лишь ему доступна мечта и сила сделать жизнь лучше! (Дар Ветер, ТА, "Река времени").

Жертва

Явление жертвы можно понять как приобретение права на скорейший вход (ЗнАЙ, 350).

- Если мы вторгаемся в жизнь Торманса, применяя древние методы - столкновение силы с силой, если мы нисходим до уровня их представлений о жизни и мечте... - Родис умолкла.

- Тем самым принимаем и необходимость жертвы. Так?

- Так, Рифт... (ЧБ, "Отзвук инферно").

Особенно трудно скоро летящую птицу заставить лететь медленно, нет тяжелее жертвы, когда уже расширенное сознание приносит себя явленной действительности (ЗнАЙ, 359).

Наука - борьба за счастье человечества - так же требует жертв, как и всякая другая борьба. Трусам, очень берегущим себя, не даются полнота и радость жизни, а учёным - крупные шаги вперед... (Рен Боз, ТА, "Совет Звездоплавания").

Вера

Когда говорим об образовании психической энергии в сознательное оружие, могут спросить - с чего начать? Нужно начать с осознания присутствия её. Для этого осознания необходимо дотронуться до одного из самых основных понятий. Иногда это называли, неудачно, верою, но лучше назвать доверием. Вера отвечает самогипнозу. Доверие соответствует самоанализу. Вера неопределённа в существе. Доверие подтверждает непреложность.

Идём путём непреложности. Нет суеверия осознать мощь человеческого аппарата (О, 221).

Хуже всего люди, которые не умеют верить и не знают мощи доверия - тени преходящие! (ЗнАЙ, 140).

Родис и её спутники восстановили в тормансианах две гигантские общественные силы: веру в себя и доверие к другим. Ничего нет более могучего, чем люди, соединённые доверием. Даже слабые люди, закаляясь в совместной борьбе, чувствуя, что на них полагаются полностью, становятся способными на величайшее самоотвержение, веря в себя, как в других, и в других, как в себя... (учитель, ЧБ, эпилог).

Век Упрощения Вещей

Если зодчий видит прочность основания, он пользуется им для нового здания. Нужна мировая экономия средств. Роскошь разрушения отошла на страницы истории. Мир нуждается не в новых элементах, но в новых сочетаниях (О, 214).

Но требование дать каждому всё вызвало необходимость существенно упростить обиход человека. Человек перестал быть рабом вещей, а разработка детальных стандартов позволила создавать любые вещи и машины из сравнительно немногих основных конструктивных элементов подобно тому, как всё великое разнообразие живых организмов строится из небольшого разнообразия клеток, клетка - из белков, белки - из протеинов и т.д. (Веда Конг, ТА, "Эпсилон Тукана").

Можно вещи уважать, но нужно опасаться перепроизводства. Самое вредное мышление наступает среди ненужных вещей. Как тенёта, протягиваются усталые мысли о применении и распределении вещей (ЗнАЙ, 249).

Основное условие требует улучшения условий и упрощения подробностей жизни (ЗнАЙ, 427).

Лишь целесообразное упрощение может вносить достоинство жизни и сберечь естественные богатства (ЗнАЙ, 427).

Мы прошли через непосильное усложнение жизни и предметов быта,  чтобы прийти к наибольшей упрощённости. Усложнение быта приводило к упрощению духовной культуры. Не должно быть никаких лишних вещей, связывающих человека, переживания и восприятия которого гораздо тоньше и  сложнее в простой жизни (учительница, ТА, "Школа третьего цикла").

Восхождение духа

Утрите слезы благости, Нам нужны искры возмущения духа! (О, 59).

Лучшую песнь поём дерзновению (ЗнАЙ, 10).

Ошибочно думать, что восхождение сознания совершается сверхъестественными восхищениями. Как внизу, так и наверху - везде труд и опыт (ЗнАЙ, 225).

Не молитва, но суровая работа нужна. И это нужно твердить (ЗнАЙ, 249).

Мечты о тихой бездеятельности рая не оправдались историей, ибо  они противны природе человека-борца (Эвда Наль, ТА, "Школа третьего цикла").

Истинное стремление к осознанию высших возможностей должно бы наполнять большую часть жизни как самое насущное и увлекательное сознание. Но свет познания заменён условными формулами религий, и человек, призванный мыслитель, кланяется тёмному углу и увешивает себя амулетами, даже не зная символа изображения. Повторяйте это всем спящим в темноте обычности...

Когда человеку нет опоры в обществе, когда его не охраняют, а только угрожают  ему  и он не может положиться на закон и справедливость,  он созревает для веры в сверхъестественное - последнее его  прибежище (Фай Родис, ЧБ, "Скованная вера").

...Никаких половинчатых путей не существует - или устремление, или окоченение смерти. Притом устремление, полное радости осознания космических сознаний, и смерти окоченение, полное ужаса. Правительства, полагающие прикрыть нищету помысла маскою удачи обычности, принимают на себя труд могильщиков...

Для  мыслящего человека извечно единственным выходом было познание необходимости и победа над ней, разрушение инферно. Другой путь мог быть  только через истребление мысли, избиение разумных до полного превращения человека в скота. Выбор: или вниз - в рабство, или вверх - в неустанный труд творчества и познания (Соль Саин, ЧБ, "Глаза Земли").

...Так нужно предупредить молодёжь о наступлении Йоги жизни (ЗнАЙ, 158).

...Если искать путь, то, как Вы очень хорошо сказали в начале письма, он в наше время лежит через общественную йогу ("агни-йогу"), йогу служения человеку и обществу, йогу уничтожения страдания и войны со злом и несчастьем... (из письма к В. Россихину)

Внимание

Полномерный, мгновенный перенос внимания позволяет кристаллизовать каждый момент работы. Можно при дисциплине достичь ясного расчленения каждой мысли. Прыжки пухлых зайчиков непригодны. О бок с чёткостью стоит вечнозрячая настороженность. Не холодный совет упадочных мудрецов - "Ничему не удивляйся!", но пламенный зов - "Будь зрячим!" Такая напряжённость не есть натянутый канат, готовый лопнуть, но есть радуга предусмотрения.

Не нужно думать, что настороженность может делать человека холодным и оторванным. Воин на дозоре полон светом возможностей. Правда, он ничему не удивляется, ибо предвидит рождение новых возможностей.

Когда вы восклицаете - "Всегда готов!", вы как бы следуете Нашему призыву. Тому, кто всегда готов, можно испытать всё горнило напряжённости (ЗнАЙ, 152).

Прежде осознания психической энергии нужно научиться внимательности. <...> Невнимательный, ненаблюдательный не может следить за расцветом психической энергии. Совет наблюдать есть совет друга, ибо будущее требует внимания (ЗнАЙ, 551).

Чуткая внимательность ко всему была характернейшей чертой людей эпохи Кольца (ТА, "Совет Звездоплавания").

"Я" и общество

Там, где целыми годами упражнялись в утончении и нагнетении тела, там сердце может подвинуть дух почти немедленно. Конечно, нужно воспитание сердца, но это лежит в сфере чувств, но не механики. Так спешно призовём сердце на служение Новому Миру (С, 446).

:Я не могу стать идеально здоровым среди болезненных людей своей планеты. Не могу потому, что знаю, как много времени и сил надо тратить на себя,  чтобы держаться на этом уровне.  Я ведь не получил идеального тела как наследство от предков. Одно приближение к вашей силе потребует столько времени и внимания для себя, что меня не хватит на более важное: доброту, любовь, жалость и заботу о других, в чем я вижу свой долг. Мало любви и добра в нашем мире! Мало людей, одарённых и не растративших свои душевные силы на пустяки вроде карьеры - жизни, богатой материально, или власти. Я родился слабым, но с любовью к людям и не должен уходить с этого пути (Таэль, ЧБ, "Скованная вера").

Явление неравенств создаёт качели. Большой подъём одного создаёт лишь большой подъём другого. Единственный выход избавиться от расшатывания основ есть равенство.

Находятся циники, которые говорят - пусть качаются, тем более энергии в пространстве. Замечание, не лишённое смысла, но, именно, дело строительства настолько нуждается в заботливости, что явление истинной экономии сил должно быть допущено. Самый экономный принцип - равенство, оно уничтожает преимущество и своекорыстие (НВ, 59).

- Знаете ли вы, что исторический процесс подобен маятнику, качающемуся взад и вперед, проходящему пики противоположностей и глубокий спад. С нашей победой маятник качнётся в пик экономической интенсивности жизни - и тогда...

- Но это же неверно! Фактический ход истории иной. Маятник всего лишь образ, придуманный людьми однолинейного мышления, не знающими диалектики. Образ родился из страданий в массах людей при мелких изменениях системы управления, без коренной её перемены. Ведь ничего не  изменится, если принять доктрину, противоположную предыдущей, перестроить психологию, приспособиться. Пройдёт время, всё рухнет, причиняя неисчислимые беды (Змееносец и Фай Родис, ЧБ, "Маски подземелья").

Подвижность будет лучшим выходом из ловушки жизни. Йог мгновенно взвешивает, как ценна целесообразность. Если для обнаружения его йогизма ему предложат съесть кусок мяса, конечно, он предпочтёт съесть кусок мяса, нежели выдать тайну. Последствие мяса он очистит легко, но последствие тайны в предательских руках непоправимо <...>.

Обман Фай Родис, открывший путь на планету.

...Также хочу напомнить о значении творчества для Агни-Йоги. Вам было дано познать два музыкальных произведения в противоположном исполнении, и дух понял, какая разница воздействия. Так поднимается сознание при касании Истины (ЗнАЙ, 192).

Танец Фай Родис с Эвизой Танет и танец Оллы Дез.

Люди любят явления не меньше слона и звук не тише грома. Но в тишине совершается воздействие тонких энергий (ЗнАЙ, 339).

Шум Торманса, постоянное желание уединиться у землян.

Именно, качество психической энергии значительно. Правильно предполагать, что потенциал психической энергии разлит даже в низших организмах. Он дает инстинкт, но не сознание. Он отвечает низшим слоям атмосферы и вращается в них. Он будет затрагивать центры низшей половины организма. Потому надо уметь управлять психической энергией, посылая ее на подвиг. Психическая энергия утончается образом мышления (ЗнАЙ, 471).

Мы получили от природы большой исследовательский мозг, хотя  вначале он был предназначен только для поисков пищи и исследования её съедобности (учительница, ТА, "Школа третьего цикла").

Самое трудное в жизни - это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств (учитель, ЧБ, пролог; Вир Норин, "Кораблю - взлёт!").

В чем будет заключаться утонченность и возвышенность мышления, обожжённого на священном огне? Неужели в нагромождениях искусственной логики и в ужасающих силлогизмах? Конечно, мышление будет устремляться к оценке лучшего и прекрасного и к изысканию наибольшей полезности. Можно предвидеть, как накопление Чаши даст течение ясных мыслей, сопоставляя прошлое с будущим (ЗнАЙ, 550).

Когда-то и у нас на Земле велось множество дискуссий по миллионам вопросов, издавались миллионы книг, в которых люди спорили со своими противниками. В конце концов мы запутались в тонкостях семантики и  силлогизмов, в дебрях миллионов философских определений вещей и  процессов, сложнейшей вязи математических изысканий. В литературе шёл  аналогичный процесс нагромождения изощренных словесных вывертов,  нагромождения  пустой, ничего не содержащей формы (Вир Норин, ЧБ, "Хрустальное окно").

Правильное соотношение между взрывами индивидуальности и непоколебимостью закона даёт золотой путь, который мерцает в глубине каждого расширенного сознания (ЗнАЙ, 398).

Тонка граница между угождением себе и трудом на развитие мира. Лишь большое сознание может различить внутреннее побуждение (ЗнАЙ, 261).

Диалектический парадокс заключается в том, что для построения коммунистического общества необходимо развитие индивидуальности, но не индивидуализма каждого человека. Пусть будет место для духовных конфликтов, неудовлетворённости, желания улучшить мир. Между "я" и обществом должна оставаться грань (Фай Родис, ЧБ, "Глаза Земли").

Йог всё может, йогу не всё дозволено. Где же условия отграничения? Ответственность своим духовным достоянием, лишь это имущество достойно йога (ЗнАЙ, 223).

Руководясь достойными намерениями, я смею всё (Фай Родис, ЧБ, "Скованная вера").

Жалость и сочувствие

Жаление есть лужа, где скользит верная нога. Жалеющий опускается до уровня жалеемого. Сила жалеющего растворяется в сумерках жалеемого - следствие самое плаксивое.

Не нужно смешивать жаление с состраданием. В сострадании ничто не растворяется, но нарастают кристаллы действия. Сострадание не плачет, но помогает (О, 134).

Родис впервые поняла, как далека она ещё от подлинного духовного совершенства. Следствием ничтожества её сил в океане горя неизбежно возникала жалость, отклоняя от главной цели. Её помощь здесь не соответствовала задаче, отныне лежавшей на людях Земли: помощи народу   Ян-Ях в уничтожении инфернальной общественной системы целиком и навсегда (ЧБ, "Три слоя смерти").

Странное, новое чувство завладело ею. Похожее на грусть, оно стеснило ей сердце. Но грусть приносила с собой ощущение отрешённости, а  сейчас Чеди будто запуталась в сетях неопределённой вины. Она ещё не понимала, что к ней пришла жалость - древнее чувство,  теперь так мало знакомое людям Земли. Сострадание, сочувствие, желание помочь владели человеком Эры Встретившихся Рук. Но жалость, которая родится из бессилия отвратить беду,  оказалась внове для  Чеди  Даан  и  заставила  её тревожно осмысливать своё поведение (ЧБ, "Стрела Аримана").

Йог проходит мимо кажущегося несчастья, ибо ему ясны причины и следствия случаев. Люди обычно называют случаем следствие упорного векового воздействия:

Экология Торманса, которая поставлена землянами в зависимое положение от экологии души.

...Йог усматривает истинные возможности там, где люди прошли спесиво...

Советы землян тормансианам.

...Не удивляйтесь, если сердце йога выберет самую жалкую собаку, если в ней он увидит задатки верности и неожиданно позовёт самого скромного мальчика, как будущего сотрудника...

Фай Родис и Таэль.

...Не успеют люди прозвать йога суровым и холодным, как он неожиданно совершает действие истинной любви и сострадания (ЗнАЙ, 187).

- Могучая Змея, как прекрасна Эвиза! - сказала она. - Даже сердце замирает, как у маленькой, когда слушала сказку.

- Что же в ней особенного? - улыбнулась Чеди.

- Всё! Ты тоже хороша, но она!.. Только почему она такая жёсткая, почему мало в ней любви и сострадания?

- Цасор! Как ты могла найти столько пороков у Эвизы? На Земле нет таких людей.

- Нет уж! Хотя, - девушка призадумалась, - сначала и ты мне показалась такой же (ЧБ, "Стрела Аримана").

Враги

Часто Нас спрашивают, почему мы не торопимся уничтожать вредное существо? Это действие нужно пояснить, тем более, что вы сами имеете орудие такого же уничтожения. Поясню на примере врача. Нередко врач готов удалить пучок негодных нервов, но реакция симпатического центра останавливает его нож. Ни одно существо не обособлено. Неисчислимы слои паутины кармы, связывающие самые разнородные существа. По пути течения кармы можно ощутить нити от самого негодного до достойного. Поэтому разящий должен, прежде всего, омертвить каналы, соединяющие струи кармы. Иначе, отдельно справедливое уничтожение может повлечь массовый вред. Потому средство уничтожения должно быть употребляемо очень осторожно (ЗнАЙ, 115).

Нельзя уничтожать зло механически. Никто не может сразу разобраться  в оборотной стороне действия. Надо балансировать борьбу так, чтобы от столкновения противоположностей возникало движение к счастью, восхождение к добру. Иначе вы потеряете путеводную нить. <...> Искоренять вредоносных людей можно с очень точным прицелом, иначе вы будете бороться с призраками (Фай Родис, ЧБ, "Маски подземелья").

Открытость миру, ноосфера

После общины к дальним мирам! (О, 133)

Есть только один настоящий путь в космос - от избытка сил, с устроенной планеты на поиски братьев по разуму и культуре (Гирин, ЛБ, "Звенья цепи").

О качестве путешествий. Необходимо усвоить, как нужно путешествовать! Не только надо оторваться от дома, но надо преобороть само понятие дома. Точнее сказать - нужно расширить дом. Там, где мы - там и дом. Эволюция свергает явление дома - тюрьмы. Успех раскрепощения сознания даст возможность стать подвижным. И не подвиг, не лишения, не возвеличение, но качество сознания отрывает от насиженного места. В насиженном месте столько закопчённости, столько кислоты и пыли. Мы против затворничества, но маленькие домики, с проплесневевшей атмосферой, хуже пещер. Зовём тех, кто может дать простор мысли (О, 93).

Одна из главных радостей человека - стремление путешествовать, передвигаться с места на место (Веда Конг, ТА, "Эпсилон Тукана").

Дело йога разрушать почитание смерти. Можно дойти до такой ограниченности, что переезд в соседний город начнёт казаться событием. После придётся не переменять жилища и представит трудности перемена одежды. Неподвижные люди более всего боятся смерти. Думать о ней не решаются и в решающий момент возводят в конечное состояние (ЗнАЙ, 240).

...Смерть страшна и заставляет цепляться за жизнь лишь тогда, когда жизнь прошла в бесплодном и тоскливом ожидании непрожитых радостей (Эвда Наль, ТА, "Тибетский опыт").

Учение, которое ведёт к истокам действительности, люди обычно называют мечтами. Жизнь не носит признаков зарождения, но являет разложение явное. Таким образом, можно погрузиться в разложение и легко миновать ценности зарождения. Процесс зарождения скрыт сознательно, иначе стихии уничтожили бы зёрна возможности. Инертность есть основное свойство стихий, и для сообщения им эволюционной энергии нужен удар духа того состояния, которое может вместить мысль. Так мысль является корреспондентом стихий (ЗнАЙ, 22).

Люди прошлого привыкли воспринимать явления односторонне и прямолинейно - они создали теорию разбегающейся или взрывающейся  Вселенной, ещё не понимая, что видят одну сторону великого процесса разрушения и созидания. Именно одна лишь сторона - рассеяния и разрушения,  то есть переход энергии на низшие уровни по второму закону термодинамики,  воспринималась нашими чувствами и построенными для усиления этих чувств приборами. Другая же сторона - накопления, собирания и созидания - не ощущалась людьми, так как сама жизнь черпала свою силу из энергии, рассеиваемой звёздами-солнцами, и соответственно этому образовалось наше  восприятие окружающего мира. Однако могучий мозг человека проник и в эти скрытые от нас процессы созидания миров в нашей Вселенной (ТА, "Красные волны").

Сколько нужных наблюдений можно вести даже без утончённых аппаратов! (ЗнАЙ, 398).

Метод Нашего Учения обычно осуждается с двух сторон. Приверженцы старины не могут простить Наше внимание к западной современной науке. Последователи Запада не могут простить почитание явлений древнейшей Мудрости. <...> Символика древнейшей Мудрости основана на сличении Макрокосма с микрокосмом. Потому в самых отвлечённых образах ищите человеческий организм с его возможностями. (ЗнАЙ, 399)

Часто недоумевают люди - что же находится за сознанием? Конечно, в людском понимании ограничено понятие сознания. Это происходит от утверждения только видимого мира. Знание - тоже рамки, получит видимость, если не расширим границ. Но взглянем за пределы человеческого сознания и знания, найдём маленькую крупицу космического понимания. Как прекрасен обширный горизонт! Как мощна мысль, проникающая пространство! Как общение с Беспредельностью уявляет новые пути! Ищите эти сокровища, в них заложен залог вашего продвижения. К чему знание, приводящее к закрытым Вратам, являющим знак - больше не знаем? Предел знания - могила! Потому вникайте в Беспредельность! Предел сознания - смерть духа.

Не нравы народов нужно исследовать, но сущность сознания. Когда научимся ощущать провод из Беспредельности, тогда люди вместо молитвы будут приказывать элементам. Не "Бог" за нас трудиться будет, но трудом и психической энергией себе поможем (Б, 9).

Основное правило нашей психологии предписывает искать в себе самом то, что предполагаете в других. Все та же трудно истребимая идея о сверхсуществах живет в вас. Боги, сверхгерои, сверхученые...

Земной физик, о котором я вспомнил, имел в виду гигантские внутренние силы человеческой психики, ее врожденную способность исправлять дисторсию  мира, возникающую при искажении естественных законов, от  недостаточности  познания.  Он имел в виду необходимость дополнить метод внешнего исследования, некогда характерный для науки Запада нашей планеты,  интроспективным методом Востока Земли, как раз полагаясь только на собственные силы человеческого разума (Вир Норин, ЧБ, "Кораблю - взлёт!").

Очень трудна работа историка, особенно когда учёные стали заниматься главным - историей духовных ценностей, процессом перестройки сознания и структурой ноосферы - суммы созданных человеком знаний, искусства и мечты (ЧБ, "Миф о планете Торманс").

Давно уже, как и мы, они знали, что человек погружён в неощутимый океан мысли, накопленной информации, который великий учёный ЭРМ Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере - все мечты, догадки, вдохновенные  идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы   познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков. Мы знаем, что человек Земли в своей психике почерпнул огромную силу, реализовавшуюся в построении коммунистического общества: удивление и преклонение перед красотой, уважение, гордость, творческую веру в нравственность, не говоря уже об основе основ - любви (Эвиза Танет, ЧБ, "Над Тормансом").

Творчество духа не трудно явить, когда мышление хочет представить себе Вселенную не как замкнутую область (Б, 46).

Космогония должна вызывать величественные мысли. Если Бог несознательного народа сидит на краю ничтожного шарика, то высокий дух взирает в Беспредельность, украшаясь радостью познания без границ. Не унижайте Беспредельность! (Знаки Агни Йоги, 88)

...Один из очень важных психологических устоев творческой жизни - сознание бесконечности пространства с его недостижимыми границами и неисчислимыми, ещё не открытыми человеком мирами (ЧБ, "Скованная вера").

Самым трудным было побороть представления о замкнутости вселенной в себе, в круге времени, замыкающемся на себя и вечно, бесконечно существующем (Вир Норин, ЧБ, "Кораблю - взлёт!").

Какова посылка, такова получка. Можно создать дождь лучистых посылок, но и можете насытить пространство саранчой - таков закон сотрудничества мыслей и пространства (Б, 3).

Эманации сфер создаются человеческими порождениями, токи этих порождений рождают свои формы и человечество недоумевает, как происходит кара земная. Непреложен закон сфер; и творчество является высшим импульсом (Б, 423).

Все предрассудки, стереотипы и присущий человеку консерватизм мышления властвуют над высшим человеком в государстве. Мысли, думы, мечты, идеи, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений. Наряду со светлыми образами учителей, творцов красоты, рыцарей короля Артура или русских богатырей были созданы тёмной фантазией демоны-убийцы, сатанинские женщины и садисты. Существуя в виде закрепившихся клише, мысленных форм в ноосфере, они могли создавать не только галлюцинации, но порождать и реальные результаты, воздействуя через психику на поведение людей (Фай Родис, ЧБ, "Скованная вера").

Школа

Образование народа надо вести с начального обучения детей с возможно раннего возраста.

<...>

Работа, "как большие", поощряется. Только сознание до трёх лет вместит легко общину. Как ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймёт, как могут быть вещи общими (О, 102).

Школа нулевого цикла.

Школы должны быть оплотом познания во всей полноте. Каждая школа от самой начальной должна быть живым звеном среди всех училищ до самого высшего. Познание должно пополняться всю жизнь. Должно обучать прикладному знанию, не отрывая от науки исторической и философской. Искусство мышления должно быть развито в каждом работнике. Только тогда он поймет радость совершенствования и сумеет использовать досуг (О, 103).

Ныне человек воспитывается и учится всю жизнь, и восхождение общества идёт быстро (Эвда Наль, ТА, "Школа третьего цикла").

Занятия в каждом цикле школы чередовались с уроками труда (ТА, "Школа третьего цикла").

Никто не дерзает восстать против школы, но мало кто думает о её улучшении. Школьные программы не просматриваются целыми годами,  между тем, открытия спешат. Новые данные устремляются отовсюду, и воздушные сферы, и глубины океанов, и горные сокровища рассказывают о себе чудесные сведения. Нужно спешить, иначе раскопки изменят данные условной истории. В новых школах нужно убрать запреты, чтобы видели действительность, которая чудесна, если правдиво показана. Широко поле умственных состязаний! (О, 115).

Школа всегда дает ученикам самое  новое,  постоянно  отбрасывая старое. Если новое поколение будет повторять устарелые понятия, то как мы обеспечим быстрое движение вперёд? (Эвда Наль, ТА, "Школа третьего цикла").

Принцип ЗПЛ

Можно заметить у детей странные быстрые взгляды, точно они видят нечто необъяснимое. Впрочем, иногда они говорят что-то о пожаре, о звёздах и об огоньках. Конечно, воспитательницы считают это болезнью или глупостью, но именно на таких детей нужно обратить внимание. Как известно, дети младшего возраста легко видят астральные образы, кроме того, особенно чуткие видят пространственные огни. Подобные организмы следовало бы заботливо наблюдать с первых дней. Будьте уверены, что в них заложены возможности Агни Йоги, и если их поместить в чистую обстановку, они дадут пример возможностей. Главное не засорить и не запугать их (ЗнАЙ, 457).

Следует изучать состояние нервных центров у детей. Известно, что эти центры развиваются чрезвычайно индивидуально и неравномерно.

<...>

Для старых духов, испытавших многие воплощения, будет довольно тягостно состояние после семи лет и особенно тяжко после четырнадцати. После четырнадцати лет психическая энергия пришла уже в действие. Дух уже оторвался от прежних существований, тягость нового, неизвестного пути подавляет, смутно волнуют накопленные ценности, сущность порывается обратно, где возможности сознания были велики.

<...>

Забота о нервных центрах детей может считаться заботой для будущей расы (ЗнАЙ, 539).

Упоминал о стержне духа посреди спирали - это построение запомните, ибо непреклонность, окруженная центробежным движением, может противостоять всем волнениям. Построение Нашей Общины напоминает такие же стержни, окружённые мощными спиралями. Лучшее построение для борьбы, конец которой предрешён. Так нужно понять Наши построения материально. И зачем нужно непонятное отвлечение, когда принцип Космоса один? И система нарастания кристаллов показывает, как многообразен мир тяготения. Ищущие могут понять, как нужно идти материально в высшем знании. Кто не любит чёткости кристаллов, тот не дойдёт к Нам. Чистая неповторяемость доводит форму до совершенства.

Можно показать кристалл ребёнку, и он поймёт завершение. Именно, строение кристалла общины даст совершенство формы (О, 90).

"Смотрите, как повсюду окружают нас непонятные факты, как лезут в глаза, кричат в уши, но мы не видим и не слышим, какие большие открытия таятся в их смутных очертаниях" (ТА, "Совет Звездоплавания").

Звездолёты Прямого Луча идут по осям геликоидов, вместо того чтобы разматывать бесконечно длинный спиральный  путь. И воображение учёного,  основанное  на  логически-линейных  методах  изучения  мира, подобно той же спирали, бесконечно наматывающейся на непреодолимую преграду Тамаса. Только в раннем возрасте, до кондиционирования человека системой устоявшихся взглядов,  прорываются в нём способности Прямого Луча, ранее   считавшиеся сверхъестественными: например, ясновидение, телеакцепция и телекинез, умение выбирать из возможных будущих то, которое совершится.  Мы на Земле стараемся развить эти способности в возрасте, когда ещё не кондиционирована величайшая сила организма - Кундалини, сила полового созревания (Вир Норин, ЧБ, "Кораблю - взлёт!").

...Гравитационные поля в нашей вселенной имеют очень разнообразную форму, чаще всего волчков, воронок, сильно сплющенных конусов, протянувшихся цепями в направлениях анизотропии пространства-времени (ЧБ, "По краю бездны").

Мы не говорим против овладения и применения энергий, но Мы озабочены предупредить о своевременности иммунитета в отношении призыва новых энергий (ЗнАЙ, 540).

...Поэтому мы задерживаем пока развитие третьей сигнальной системы человека, - согласилась Эвда Наль. - Чтение мыслей очень облегчает общение индивидуумов между собой, но требует большой затраты сил и ослабляет  центры торможения. Последнее - самое опасное... (Эвда Наль, ТА, "Тибетский опыт")

Актуальное

В жизни каждого сотрудничества бывает положение, когда развитие по одному направлению может вредить следствию. Тогда Вождь должен найти путь новых задач, достаточно широких, чтобы поглотить трение. Не будем называть трение соревнованием или худшими именами. В опасных проливах корабли идут поодиночке, так же в развитии сотрудничества могут быть надобности расчленить движение участников. Вместо возможного вреда получится овладение новыми областями. Когда набухают мышцы, умейте дать выход энергии. Если не предупредить тесноту движения, то обеспечена рознь.

Явление разнообразия задач необходимо, иначе столкнутся силы растущего сознания. От Вождя зависит не обратить полезные силы в банку скорпионов. По счастью, очередных задач так много, что нетрудно направить силы на неотложное завоевание. Часто нарастание сил смешивают с антагонизмом. Часто вместо спокойного использования возможности раздувают уголь ненависти. Вождь не должен пропустить этот психологический момент и дать вовремя новое задание.

Можно избежать осложнений при ручательстве победы самыми практическими методами. Учение действительности должно отвечать объему сложности течения эволюции. Явление новых мировых построений должно быть прочно защищено (НВ, 67).

Избегайте споров о бесспорном. Удивлялся недавно спору между последователями Жанны д'Арк, Сергия и Моисея. Каждый уверял, что его Предстатель не согласуется с другим. Между тем, зная Истину, прискорбно было слышать эти выдумки, сочинённые для разъединения. Пусть не вместе, но хотя бы не бились лбами, ведь рога вырастут! (С, 21)

Именно, делите мир не по северу и по югу, не по западу и востоку, но всюду различайте старый мир от нового. Старый мир ютится во всех частях света, так же новый мир нарождается всюду вне границ и условий. Старый и новый мир отличаются в сознании, но не во внешних признаках. Возраст и условия не имеют значения. Красные знамёна часто подымаются руками старого мира, полного предрассудков (ЗнАЙ, 55).

 

ПРОCТОТА, КРАСОТА И БЕССТРАШИЕ - ВОТ ТРИ КИТА ДУХОВНОГО ВОСХОЖДЕНИЯ, ЗАПОВЕДАННОГО РЕРИХАМИ. ЕСТЕСТВЕННО И РАДОСТНО СОЗВУЧИТ С НИМИ ТВОРЧЕСТВО ИВАНА АНТОНОВИЧА. НАЗВАННЫЕ СВОЙСТВА, СЛИТЫЕ ВОЕДИНО, ДАЮТ САМУЮ ВЫСОКУЮ СТУПЕНЬ ПОНИМАНИЯ ЖИЗНИ - ГЕРОИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ.